Уголок неба ¦ SNCAC NC.130

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная экспериментальные
   NC.130
       
Разработчик: SNCAC
Страна: Франция
Первый полет: 1939
Тип: Экспериментальный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Ранним весенним утром 1940 года в один из тех дней, которые позднее получат название "Странная война" двухмоторный истребитель Messerschmitt Bf 110 на большой высоте фотографировал объекты в французском тылу. Немецкий пилот поднял глаза вверх и то, что он увидел, очень сильно его удивило. Этот, мирно летящий над "стодесятым" двухмоторный самолет, был одной из французских секретных машин, о чем безошибочно указывали кокарды на крыле. На немецкую базу было послано сообщение о вражеском самолете неизвестного типа, о котором, как выяснится позже, германские разведывательные службы не имели никакой информации и котором в ближайшее время должны были узнать гораздо больше.

Все началось на рубеже двадцатых и тридцатых годов, когда французская компания Farman экспериментировала с высотными самолетами особого типа, оснащенными двигателями с наддувом, герметичными кабинами, кислородными дыхательными устройствами и т.д.. Созданные компанией самолеты F.1000, F.1001 a F.1002 обычно летали на высотах свыше десяти тысяч метров и могли оставаться там в течение длительного времени.

В 1936 году во Франции победу на выборах одержал Народный фронт, правительство которого сразу же начало национализацию авиастроительной отрасли. К сожалению, эта процедура оказалась крайне неудачной, внесшей на несколько лет неразбериху в французский авиапром.

В феврале-марте 1937 года компании Hanriot (Бурж) и Farman (Булонь-Бийанкур) были объединены в государственное объединение SNCAC, известное как Centre. Не все программы этих компаний были отменены, и часть из них была продолжена уже в рамках государственного объединения.

Незадолго до национализации конструктор компании Farman Марсель Рока (Marcel Roca) для различных целей разработал несколько проектов высотных самолетов с гермокабинами.

Авиационное техническое отделение (Section Technique de l'Aéronautique - STAé) Armée de l’Air оказало наибольшую поддержку проекту четырехмоторного высотного дальнего бомбардировщика F.1040, который после образования государственного объединения Centre получил новое обозначение NC.140.

Это должен был быть довольно крупный самолет-высокоплан с двигателями, установленными под крылом в тандемных парах и вращавшими толкающие и тянущие винты, убирающимися стойками шасси, герметичной кабиной экипажа и оборонительным пушечным вооружением. Против вражеских истребителей пушки должны были вести огонь на меньших высотах, поскольку проблему их герметизации еще не удалось решить.

Проект концептуально схожий с Farman (Centre) NC.223, впоследствии был определен как программа A.20 в категории B5. Это должен был быть пятиместный бомбардировщик, способный на высоте 12000 метров со скоростью 600 км/ч доставить, по меньшей мере, 3000 кг бомб на расстояние 3200 км. Таким образом, для 1936-38 годов данный проект был весьма амбициозным и технически довольно сложным.

Для проверки работоспособности герметичной кабины, а также систем кондиционирования и наддува требовался небольшой экспериментальный самолет. Поэтому было принято решение на базе бывшей компании Hanriot построить экспериментальный двухдвигательный самолет NC.130 смешанной конструкции. Центроплан NC.130 был цельнометаллическим, остальная часть планера, включая и однолонжеронные консоли крыла, были выполнены из дерева и имели обшивку из металлизированной фанеры. Отклоняемые поверхности имели полотняную обшивку.

Силовая установка состояла из двух двенадцатицилиндровых редукторных V-образных двухрядных двигателей жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xirs и 12Xjrs (левого и правого вращения). Двигатели оснащались механическими компрессорами, обеспечивавшими наддув и герметизацию (через охладители, фильтры и грязеотделители) кабины. У земли двигатели развивали 720 л.с. (529 кВт), а на высоте 9000 метров 300 л.с. (221 кВт). Моторы вращали трехлопастные винты компании Ratier.

Первоначально основные стойки шасси были убирающимися, но в целях уменьшения веса и опасений повреждения гидравлической системы на большой высоте остались фиксированными.

Сама герметичная кабина изготавливалась из листов дюралюминия, склепанных и образовывавших герметичный цилиндр с выпуклыми дном и куполом и с тремя круглыми окошками для головы пилота (так должно было быть и у NC.140). Внутри цилиндра были установлены приборные панели и сиденья для членов экипажа. Входом в гермокабину служило круглое окошко в его задней нижней части.

Для выполнения взлета и посадки а также полетов на малых высотах в задней части фюзеляжа за крылом со смещением в левую сторону была размещена негерметичная остекленная кабина со сдвигающимся назад фонарем и с двойным управлением. Для посадки в самолет и покидания его в левой стороне фюзеляжа у задней кромки крыла находилась дверь с круглым окошком.

10 октября 1939 года летчик-испытатель Андре Дозалю (André Desaleux) с взлетной полосы аэродрома Тусю-ле-Нобль (Toussus-le-Noble) поднял в небо первый и единственный NC.130. Затем программу испытаний продолжил шеф-пилот Farman Люсьен Купе (Lucien Coupet). Во время испытаний в герметичной кабине поочередно находились техники Жерар (Girard) и Бильдерин (Bilderling) и механики Гиньяр (Guignard) и Шьяппа (Chiappa).

К маю 1940 года (немецкое наступление началось 10 мая) машина успешно выполнила 36 исследовательских полетов с общим полетным временем 41 час 18 минут, из которых на высотах более 10000 метров было проведено более 6 часов.

Результаты испытаний использованы не были – проект NC.140 был отменен еще до их завершения, и вместо него была начата разработка более современного двухмоторного бомбардировщика NC.150.

Спасая машину от наступающих немцев, Люсьен Купе перелетел на NC.130 в Бурж – бывшую "вотчину" компании Hanriot, но эксперты Luftwaffe все равно обнаружили ее. Они не нашли в NC.130 ничего исключительного, и в 1940 году этот таинственный самолет был отправлен на слом. Объединение SNCAC во время оккупации выпускало Siebel Si 204, а после освобождения сменило название на Aérocentre. В 1949 году компания была ликвидирована.

 



 ЛТХ:
Модификация   NC.130
Размах крыла, м   16.63
Длина, м   11.75
Высота, м   4.84
Площадь крыла, м2   40.30
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   4500
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 12Xirs/jrs
Мощность, л.с.   1 х 690
Максимальная скорость , км/ч   343
Крейсерская скорость, км/ч   298
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м   10600
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


  Чертеж "SNCAC NC.130"
  Фотографии:

 NC.130
 NC.130
 NC.130
 NC.130
 NC.130
 NC.130
 Кабина NC.130

  Схемы:

 NC.130

 Варианты окраски:

 NC.130




 

Список источников:

Альтернативная История. Иван Бякин. Экспериментальный самолет Centre (SNCAC) NC.130
Андрей Крумкач. Экспериментальный высотный самолёт S.N.C.A.C. \ Farman NC.130
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. SNCAC NC-130
Archives
Jacques Moulin
Airwar.valka.cz. Centre (SNCAC) NC-130
Le Fana de l'Aviation 2002-04. Michel Borget. Le defi a l'altitude du NC.130
L+K 2002-15-16. Miroslav Balous. Centre (SNCAC) NC.130


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: