К моменту триумфального участия в авиасалоне в Ле Бурже самолет Су-27 уже получил международную славу: в 1986-1988 гг. на нем было установлено 27
мировых авиационных рекордов скороподъемности и высоты полета. Правда, до поры до времени советская сторона не раскрывала истинное название "рекордсмена" - в протоколах ФАИ самолет фигурировал
под скромным шифром П-42. Истребитель все еще оставался секретным. До мировой премьеры в Париже было еще долгих 2.5 года.
Первые публикации об установлении авиационных мировых рекордов скороподъемности на новом советском реактивном самолете П-42 появились на страницах
печати в конце 1986 г. В коротких заметках сообщалось, что 27 октября 1986 г. летчик В.Г.Пугачев совершил рекордный полет, набрав высоту 3000 м за 25.4 с, а 15 ноября достиг высоты 6, 9 и 12 км
за 37.1, 47.0 и 58.1 с соответственно, улучшив продержавшиеся более десяти лет рекорды американского летчика Р.Смита, выступавшего на самолете F-15, более чем на две секунды. Рекорды были
установлены сразу в двух категориях - в классе реактивных самолетов и в классе служебных самолетов массой 12-16 т. Последнее обстоятельство вызвало большое удивление у искушенных в авиационных
вопросах читателей, быстро смекнувших, что под шифром П-42 кроется новый истребитель Су-27. Дело в том, что истребитель 20-тонного класса никак не вписывался в разряд самолетов массой до 16000
кг (а, как стало известно позднее, в протоколах ФАИ указывалась взлетная масса П-42 в 14100 кг, что на целых две тонны меньше массы пустого Су-27). Однако все было очень
просто.
Для рекордных полетов руководство МЗ им. П.О.Сухого решило подготовить один из первых серийных образцов Су-27 - самолет Т10-15 (серийный № 05-01),
прошедший к этому времени полную программу отведенных для него испытаний. Необычное название машины Генеральный конструктор М.П.Симонов позднее объяснял так: "Назвали его П-42 как дань памяти
совершенному в ноябре 1942 г, великому перелому в Сталинградской битве. Тогда, при защите Волжской твердыни, советская авиация сыграла большую роль в разгроме врага". С самолета сняли "лишнюю"
для его новой роли систему управления вооружением, включая РЛС и оптико-электронную прицельную систему. Кроме того, на нем укоротили центральную хвостовую балку, уменьшили площадь вертикального
оперения, упразднили тормозную парашютную установку и подбалочные гребни, заклинили механизацию крыла, заменили радиопрозрачпый обтекатель РЛС более легким металлическим и произвели другие
мероприятия по уменьшению взлетной массы. При подготовке к зачетным полетам в баки самолета заливали строго ограниченное количество топлива, хватавшего только для выхода на режим и выполнения
посадки. Двигатели истребителя сумели форсировать, при этом тяга каждого возросла более чем на 1000 кгс (в протоколе ФАИ указывалась тяга 2x13600 кгс, а сами двигатели были представлены под
условным названием Р-32). Принятые меры позволили добиться уникальной тяговооруженности машины на старте, равной почти двум единицам. Благодаря этому, П-42 получил возможность разгоняться и даже
переходить звуковой барьер в режиме вертикального набора высоты.
Большая тяговооруженность, однако, породила одну очень своеобразную проблему: тормоза нe удерживали П-42 на старте, когда двигатели выводились на
форсаж. В связи с этим было реализовано нетрадиционное решение: самолет с помощью троса и электронного замка подцеплялся к мощному гусеничному тягачу, защищенному от воздействия раскаленных
газов самолетных двигателей массивной бронеплитой. Тягач выезжал на взлетно-посадочную полосу и своим многотонным весом сдерживал ревущую машину от преждевременного страгивания. В нужный момент
замок отцеплял трос, освобождая путь самолету, включались кинокамеры и секундомеры, и П-42 совершал стремительный бросок на штурм мировых рекордов.
Работы по подготовке самолета П-42 к установлению рекордов проводились под руководством ведущего инженера (позднее - главного конструктора) Роллана
Гургеновича Мартиросова.
10 марта 1987 г. пилотируемый летчиком-испытателем Н.Ф.Садовниковым П-42 улучшил собственные рекорды времени набора высоты 9 и 12 км еще на три
секунды (44.2 и 55-5 с соответственно). На следующий день машина выступала уже в классе самолетов короткого взлета и посадки (СКВП). Были получены результаты набора высот 3,12 и 15 км - 25.4,
57.4 и 75.7 с соответственно. 10 июня 1987 г. в классе СКВП был установлен также рекорд высоты горизонтального полета, составившей 19335 м. Спустя несколько лет на П-42 было установлено еще 14
мировых рекордов. Дипломы мировых рекордсменов получили В.Г.Пугачев, Н.Ф.Садовников, О.Г.Цой и Е.И.Фролов.
Другим экземпляром Су-27, готовившемся в конце 80-х гг. для установления рекордов, был самолет Т10-20 (один из первых серийных истребителей, имевший
серийный № 05-05 и бортовой № 20), прошедший к этому времени программу испытаний и уже послуживший в достаточно необычном качестве конструктивно-технологического макета Т-10КТМ корабельного
истребителя Су-27К.
Доработанная для рекордных полетов машина была весьма необычной: у нес были упразднены законцовки вертикального оперения и подбалочные гребни, а на
консоли крыла, напротив, были установлены законцовки оживальной формы по типу применявшихся на первых самолетах Т-10. Были предприняты все меры, чтобы облегчить самолет и разместить внутри
фюзеляжа максимальное количество топлива. В частности, были сняты радиолокационная станция, оптико-электронная прицельная система и все остальные блоки СУВ, пушечная установка, узлы подвески
ракет, упразднены створки подпитки на нижней поверхности воздухозаборников и т.д. Носовой радиопрозрачный обтекатель РЛС оживальной формы уступил место простому металлическому конусу. В
удлиненной центральной хвостовой балке разместился увеличенный топливный бак, место для дополнительного запаса горючего было найдено и в головной части фюзеляжа.
В результате при взлетной массе 26600 кг запас топлива на Т10-20 достиг 12900 кг (против обычных для Су-27 9400 кг). Благодаря всем проведенным
доработкам самолет должен был иметь значительно увеличенную дальность полета и готовился к установлению соответствующих мировых рекордов. Однако позднее в силу ряда причин интерес к таким
рекордным полетам поугас, и Т10-20 был передан в экспозицию музея авиации на Центральном аэродроме Москвы (Ходынке).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
П-42 |
Размах крыла, м |
14.70 |
Длина, м |
19.65 |
Высота, м |
5.87 |
Площадь крыла, м2 |
59.02 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
14100 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Р-32 |
Тяга нефорсированная, кгс |
2 х 13600 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|