Между проектами
Scaled Composites Model 133 ATTT и
Model 281 Proteus всего одно десятилетие, но за эти годы
Берт Рутан (Burt Rutan)
сделал энергичный шаг в космос.
Самолет был спроектирован по заказу частой компании Angel Technologies как
высотный ретранслятор, но широко использовался в проектах NASA ERAST (Environmental
Research Aircraft and Sensor Technology) и Dryden Flight Research Center. Самолет представляет собой
многоцелевую платформу, на которой
возможно создавать самолеты различного
предназначения:
-
самолет для коммерческих
телепередач внутри больших городов (3
самолета могут обеспечить
круглосуточные передачи);
-
разведывательный самолет,
возможно даже как БПЛА;
-
связной самолет и самолет
для передачи данных;
-
метеорологический самолет;
-
самолет для запуска
микроспутников (до 32 кг весом);
-
доставка пассажиров (до 3
человек) на суборбитальные корабли.
Судя по первым зарисовкам, самолет мог быть и нормальной схемы, но в итоге он
приобрел облик "тандема". Поскольку главной задачей самолета были высотные
полеты большой продолжительности, в облике самолета прослеживаются характерные
черты: большое удлинение и площадь крыльев, относительно небольшая нагрузка на
крыло (128 кГ/м2), экономичные турбореактивные двигатели, герметичная кабина,
рассчитанная на двух членов экипажа, но позволяющая брать на борт исследователя.
Когда самолет только появился, его дизайн был непривычен своими космическими
формами, которые впоследствии стали фирменным стилем всех самолетов Рутана,
предназначенных для высотных и суборбитальных полетов. Впечатление усиливали
высотные скафандры пилотов с системами жизнеобеспечения, которые практически не
отличались от скафандров астронавтов.
Самолет взлетел 26 июля 1998 г. и с первого дня участвовал в исследовательских
полетах. Proteus был изготовлен из углекомпозитов трехслойной конструкции. Длина
заднего крыла могла быть увеличена с 23,65 м до 28 м за счет сменных законцовок.
Самолет мог брать 900 кг полезной нагрузки, причем транспортировать ее на
внешней подвеске под фюзеляжем. Основной полезной нагрузкой планировалась
антенна длиной 4,3 м. От Proteus до White Knight оставался один шаг. Модель 281
использовалась не только для подъема ретрансляторов, но и для сброса
экспериментального ракетоплана DARPA X-37, имитаторов целей для испытаний
лазерного оружия, на нем отрабатывались элементы управления высотными БПЛА,
такими как Global Hawk.
24 февраля 2005 г. впервые в истории применения самолетов Рутана Proteus
использовался как бомбардировщик. Испытания проходили на авиабазе Nellis Air
Force Base в штате Nevada. Впрочем,это применение не предусматривалось
конструктором изначально. Самолет уже несколько лет принадлежит компании
Northrop Grumman, которая использует его в освоении новых технологий управления
БПЛА.
И все же основными для Proteus были задачи обеспечения телекоммуникационной
связи и ретрансляции сигналов. В июне 1999 г. самолет совершил беспосадочный
перелет из штата Мэн в Париж на международную авиационную выставку, где каждый
день летал, демонстрируя возможности ретранслятора. В том же году Proteus стал
сенсацией AirVenture Oshkosh. С начала полетов самолет участвовал и в нескольких
экологических программах. Например, в 2000 г. налетал 126 часов над Аляской и
Японией в рамках программы TRACE-P исследования загрязнения воздушного
пространства над Тихим океаном. Большую роль Proteus сыграл в повышении
безопасности полетов, предотвращении столкновений в воздухе, в совершенствовании
управления беспилотными аппаратами. В частности, он летал не только в
пилотируемом режиме, но имитировал и беспилотные полеты.
На Proteus было установлено несколько мировых рекордов в классах FAI С1-Е
(сухопутные самолеты взлетной массой 3000-6000 кг), в частности, в октябре 2000
г. была достигнута высота 19277 м.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Proteus |
Размах задних крыльев, м |
27.94 |
Размах передних крыльев, м |
19.69 |
Длина, м |
17.14 |
Высота, м |
5.33 |
Площадь крыла, м2 |
44.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2660 |
нормальная взлетная |
5670 |
максимальная взлетная |
6440 |
топлива |
2858 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Williams-Rolls FJ44-2E |
Тяга, кН |
2 х 10.22 |
Максимальная скорость , км/ч |
518 |
Крейсерская скорость , км/ч |
351 |
Продолжительность полета, ч |
|
при удалении на 925 км |
22 |
при удалении на 3705 км |
12 |
Скороподъемность, м/мин |
1800 |
Практический потолок, м |
19510 |
Экипаж, чел |
2 + 1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|