Уголок неба ¦ Rutan, Scaled Composites Proteus

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная экспериментальные
   Proteus
       
Разработчик: Rutan, Scaled Composites
Страна: США
Первый полет: 1998
Тип: Экспериментальный высотный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Между проектами Scaled Composites Model 133 ATTT и Model 281 Proteus всего одно десятилетие, но за эти годы Берт Рутан (Burt Rutan) сделал энергичный шаг в космос. Самолет был спроектирован по заказу частой компании Angel Technologies как высотный ретранслятор, но широко использовался в проектах NASA ERAST (Environmental Research Aircraft and Sensor Technology) и Dryden Flight Research Center.

Самолет представляет собой многоцелевую платформу, на которой возможно создавать самолеты различного предназначения: 

  • самолет для коммерческих телепередач внутри больших городов (3 самолета могут обеспечить круглосуточные передачи);

  • разведывательный самолет, возможно даже как БПЛА;

  • связной самолет и самолет для передачи данных;

  • метеорологический самолет;

  • самолет для запуска микроспутников (до 32 кг весом);

  • доставка пассажиров (до 3 человек) на суборбитальные корабли.

Судя по первым зарисовкам, самолет мог быть и нормальной схемы, но в итоге он приобрел облик "тандема". Поскольку главной задачей самолета были высотные полеты большой продолжительности, в облике самолета прослеживаются характерные черты: большое удлинение и площадь крыльев, относительно небольшая нагрузка на крыло (128 кГ/м2), экономичные турбореактивные двигатели, герметичная кабина, рассчитанная на двух членов экипажа, но позволяющая брать на борт исследователя. Когда самолет только появился, его дизайн был непривычен своими космическими формами, которые впоследствии стали фирменным стилем всех самолетов Рутана, предназначенных для высотных и суборбитальных полетов. Впечатление усиливали высотные скафандры пилотов с системами жизнеобеспечения, которые практически не отличались от скафандров астронавтов.

Самолет взлетел 26 июля 1998 г. и с первого дня участвовал в исследовательских полетах. Proteus был изготовлен из углекомпозитов трехслойной конструкции. Длина заднего крыла могла быть увеличена с 23,65 м до 28 м за счет сменных законцовок. Самолет мог брать 900 кг полезной нагрузки, причем транспортировать ее на внешней подвеске под фюзеляжем. Основной полезной нагрузкой планировалась антенна длиной 4,3 м. От Proteus до White Knight оставался один шаг. Модель 281 использовалась не только для подъема ретрансляторов, но и для сброса экспериментального ракетоплана DARPA X-37, имитаторов целей для испытаний лазерного оружия, на нем отрабатывались элементы управления высотными БПЛА, такими как Global Hawk.

24 февраля 2005 г. впервые в истории применения самолетов Рутана Proteus использовался как бомбардировщик. Испытания проходили на авиабазе Nellis Air Force Base в штате Nevada. Впрочем,это применение не предусматривалось конструктором изначально. Самолет уже несколько лет принадлежит компании Northrop Grumman, которая использует его в освоении новых технологий управления БПЛА.

И все же основными для Proteus были задачи обеспечения телекоммуникационной связи и ретрансляции сигналов. В июне 1999 г. самолет совершил беспосадочный перелет из штата Мэн в Париж на международную авиационную выставку, где каждый день летал, демонстрируя возможности ретранслятора. В том же году Proteus стал сенсацией AirVenture Oshkosh. С начала полетов самолет участвовал и в нескольких экологических программах. Например, в 2000 г. налетал 126 часов над Аляской и Японией в рамках программы TRACE-P исследования загрязнения воздушного пространства над Тихим океаном. Большую роль Proteus сыграл в повышении безопасности полетов, предотвращении столкновений в воздухе, в совершенствовании управления беспилотными аппаратами. В частности, он летал не только в пилотируемом режиме, но имитировал и беспилотные полеты.

На Proteus было установлено несколько мировых рекордов в классах FAI С1-Е (сухопутные самолеты взлетной массой 3000-6000 кг), в частности, в октябре 2000 г. была достигнута высота 19277 м.





 ЛТХ:
Модификация   Proteus
Размах задних крыльев, м   27.94
Размах передних крыльев, м   19.69
Длина, м   17.14
Высота, м   5.33
Площадь крыла, м2   44.50
Масса, кг  
  пустого самолета   2660
  нормальная взлетная   5670
  максимальная взлетная   6440
  топлива   2858
Тип двигателя   2 ТРДД Williams-Rolls FJ44-2E
Тяга, кН   2 х 10.22
Максимальная скорость , км/ч   518
Крейсерская скорость , км/ч   351
Продолжительность полета, ч  
  при удалении на 925 км   22
  при удалении на 3705 км   12
Скороподъемность, м/мин   1800
Практический потолок, м   19510
Экипаж, чел   2 + 1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Proteus   (c) Hal Davis
 Proteus    (c) Wal Nelowkin
 Proteus   (c) Mogens Wahl
 Proteus   (c) NASA
 Proteus  (NASA)
 Proteus с системой Multi-Platform Radar Technology Insertion Program  (c) Gerhard Plomitzer
 Кабина пилота Proteus   (c) Tony Osborne

  Схемы:

 Proteus

 



 

Список источников:

Авиация Общего Назначения 2016-01. Сергей Арасланов. Самолеты Рутана
Scaled Composites. Proteus
Aerofiles.com. Rutan
Nasa.gov. NASA Armstrong Fact Sheet: Proteus High-Altitude Aircraft
Stargazer2006.online.fr. Scaled Composites Model 281 "Proteus"
Flug Revue. Scaled Composites Proteus


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: