Опыт ведения воздушных войн свидетельствует, что победу одерживает та из сторон, которая более быстрыми темпами, чем противник,
сумеет нарастить боевую мощь своей авиации. А этого нельзя достичь, имея
на вооружении только тяжелые истребители, способные эффективно решать
широкий круг боевых задач, но обладающие одним весьма существенным
недостатком: в случае возникновения угрозы широкомасштабных боевых
действий (а события в Югославии лишний раз подтвердили, что подобные
сценарии в обозримом будущем вполне вероятны) даже наиболее развитые в
экономическом отношении страны не смогут быстро и в нужных количествах
развернуть их полномасштабное производство.
В настоящее время планами ВВС США предусматривается до 2012 г. закупить
лишь 339 истребителей пятого поколения Локхид Мартин F-22A "Рэптор"
(возможно, в дальнейшем это число уменьшится). Даже если Министерство
обороны России сумеет найти средства на развертывание выпуска собственных
истребителей аналогичного класса, их число, при самом оптимистичном
прогнозе, также вряд ли превысит две - три сотни. Этого явно недостаточно
для сохранения способности к ведению боевых действий в воздухе в любой
сколько-нибудь продолжительной войне.
Очевидно, что истребительный парк ВВС нашей страны должен включать также
легкие, простые в производстве "мобилизационные" самолеты, массовый выпуск
которых можно сравнительно быстро развернуть на предприятиях авиационной
промышленности в угрожаемый период или непосредственно в ходе боевых
действий.
Современный уровень авиастроения позволяет создать такой истребитель -
своеобразный "МиГ-21 XXI века", по своим боевым возможностям не уступающий
значительно более тяжелым и дорогостоящим машинам типа Су-27, F-15 или F/A-18E/F.
Создание легкого компактного истребителя корабельного базирования,
имеющего минимальные габариты, позволило бы резко повысить боевой
потенциал авианосцев, в несколько раз увеличив число боевых самолетов на
борту каждого корабля. Немаловажным достоинством легкого истребителя
является и его значительно более высокий экспортный потенциал. Сегодня
тяжелыми истребителями (класса Су-27 или F-15) располагают лишь несколько
стран - Россия, США, Китай, Индия, Израиль, Саудовская Аравия и Япония. В
то же время десятки стран имеют в составе своих ВВС более легкие
истребители четвертого поколения (МиГ-29, F-16, F/A-18 и "Мираж" 2000).
Однако и эти самолеты, нормальная взлетная масса которых уже перевалила за
15 т, уже нельзя в полной мере назвать "легкими". И уж никак не "тянут" на
"легкую весовую категорию" зарубежные самолеты нового поколения - EF2000
"Тайфун", "Рафаль" и F-2. Запредельной (60 - 100 млн. долл.) стала и
стоимость этих машин, что делает их недоступными для большинства
потенциальных покупателей.
В этих условиях в ряде стран, активно ищущих свое место на мировом
авиационном рынке (Китае, Индии, Германии, Южной Корее и др.) начались
работы по созданию более легких (10 - 12 т) и значительно более дешевых
машин, в значительной степени ориентированных на экспорт. Однако анализ
характеристик этих самолетов позволяет сделать вывод, что по своим боевым
возможностям они будут значительно уступать модернизированным российским,
европейским и американским истребителям.
Работа по созданию легкого боевого самолета (точнее - семейства самолетов
- С-54, -55 и -56) ведется в ОКБ "Сухой". Первоначально программа С-54,
реализация которой была начата в 1990 г., предполагала разработку
сверхзвуковой учебно-боевой машины, предназначенной для подготовки
летчиков-истребителей советских ВВС, а также для поставок на экспорт. При
этом предусматривалось широкое использование научно-технического задела,
полученного в ходе разработки истребителя Су-27. Однако успехи,
достигнутые при создании модернизированных истребителей семейства Су-27 -
Су-33, -33КУБ, -35 и др., достижения в области аэродинамики, электроники,
двигателестроения, бортовых систем, позволили существенно расширить
потенциал самолета, превратив его из учебно-боевой в полноценную боевую
машину, по своим основным характеристикам не уступающую (или
превосходящую) Су-27, но имеющую при этом вдвое меньшую массу и стоимость.
С самого начала самолет С-54 проектировался с учетом возможности
корабельного базирования (с установкой складного крыла, тормозного гака,
применением антикоррозийной защиты и т.п.). Такой подход конструкторов
основан на учете мирового (главным образом, американского) опыта, в
соответствии с которым значительно проще сделать из хорошего палубного
самолета сухопутный, а не наоборот.
Технические решения, заложенные в проект корабельного истребителя С-56,
позволяют увеличить "самолетовместимость" авианосцев в два - три раза, что
резко повышает боевую эффективность корабельных групп, позволяя выиграть
"борьбу на истощение" с авианосцами противника.
Требование обеспечения базирования на российском авианосце "Адмирал Флота
Советского Союза Кузнецов" определило массовые характеристики истребителя
С-56. Дело в том, что аэрофинишерные машины, установленные на "Кузнецове",
из-за своей инерционности просто не успевают раскрутиться, если масса
садящейся машины составляет менее семи т: возникают недопустимо большие
продольные перегрузки при торможении, что может привести к поломке
самолета или травмам летчика. Исходя из этого, нормальная взлетная масса
С-56 (с двумя ракетами класса "воздух - воздух" средней дальности и двумя
УР ближнего боя) составила 12 т - немногим больше, чем у последних
модификаций МиГ-21 (8 - 9 т).
Аэродинамическая компоновка С-54/55/56 близка компоновке самолета Су-33:
цельноповоротные переднее и заднее хвостовое оперения, трапециевидное
крыло относительно большого удлинения, плавно сопрягающееся с фюзеляжем,
двухкилевое вертикальное оперение.
Однако есть и существенные отличия. По сравнением с последней машиной
семейства "двадцать седьмых" - Су-ЗЗКУБ - аэродинамика нового легкого
истребителя значительно улучшена. Крыло стало адаптивным, что значительно
увеличило аэродинамическое качество. Для улучшения маневренных
характеристик кили и подфюзеляжные гребни сделаны цельноповоротными и
установлены на одной оси.
С-56 будет, без преувеличения, самым компактным истребителем в мире.
Конструкторы поставили перед собой задачу "вписать" поперечное сечение
самолета в "сложенном" виде в квадрат со сторонами 3х3 м. Этого удалось
достичь за счет применения двойного складывания крыла, которое "ломается"
по оси узлов крепления к фюзеляжу, а также в средней части консолей (при
этом одна половина накрывает сверху другую). Еще одно оригинальное решение
- "приседающее" шасси. Передняя опора убирается поворотом вперед, а
основные опоры - поворотом назад. В полуубранном положении шасси самолет
"садится" на своеобразный "шпагат", что ограничивает его стояночную высоту
тремя метрами. Это позволяет по-новому подойти к размещению самолетов на
авианосце.
Между ангарной и галерейной палубой авианосца может появиться еще одна
легкая палуба, что обеспечит возможность приема на борт корабля в два -
три раза большего числа истребителей. При этом не потребуется внесения
сколько-нибудь серьезных изменений в конструкцию самолетоподьемников. Для
размещения самолетов, имеющих большие габариты (например, Су-33) и
вертолетов часть ангарной палубы может быть сохранена одноярусной.
При создании самолетов С-54/55/56 не предусмотрено столь широкое, как на
американских истребителях пятого поколения F-22 и JSF, применение средств
снижения радиолокационной заметности. В частности, вооружение, в отличие
от американских машин, будет размещено лишь на внешних узлах подвески. В
то же время радиолокационную заметность предполагается уменьшить
приблизительно на порядок за счет более тщательного сопряжения подвесного
вооружения и планера, снижения числа выступающих деталей, антенн, крепежа,
применения радиопоглощающих покрытий и материалов и т.п.
На двухместном самолете С-55 принято поперечное размещение кресел летчиков
(как на Су-24, Су-27ИБ и Су-ЗЗКУБ), что облегчает взаимодействие экипажа в
полете и упрощает обучение летчиков. При этом, несмотря на малые размеры
самолета, удалось сохранить расстояние между креслами, не меньшее, чем на
бомбардировщике Су-24.
С-54 оснащен одним двигателем типа АЛ-31 с "трехмерной" системой
управления вектором тяги. При нормальной взлетной массе обеспечена
взлетная тяговооруженность, значительно больше единицы. В перспективе, при
оснащении машины двигателем нового поколения, возможно достижение и
сверхзвуковой крейсерской скорости. Во внутренних баках С-54 может
размещаться 4500 кг топлива (для сравнения, вдвое более тяжелый
американский истребитель F-15C "Игл" может брать на борт лишь 6100 кг
керосина). Это, а также совершенная аэродинамика, обеспечили возможность
достижения практической дальности, равной 4000 км (у F-15 без подвесных
баков она составляет только 2000 км). Самолеты семейства С-54 планируется
оснастить самым современным БРЭО. Диаметр радиопрозрачного обтекателя БРЛС
в носовой части фюзеляжа равен диаметру обтекателя самолета типа Су-27
(порядка 1 м). Это позволяет установить на легкий истребитель мощную
радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой, обеспечивающую
дальность обнаружения воздушных целей, значительно большую, чем у таких
самолетов, как F-16C или JSF. БРЛС будет дополнена новым
оптико-электронным комплексом, включающим низкоуровневую ночную систему и
способным работать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям.
Как и на других перспективных российских истребителях, на С-54 и его
модификациях предполагается установить мощный бортовой вычислительный
комплекс с отечественными процессорами, имеющими быстродействие в
несколько десятков миллиардов операций в секунду.
Информационно-управляющее поле кабины выполнено по новым принципам, с
использованием многофункциональных цветных индикаторов, имеющих размер по
диагонали, равный 14... 15 дюймов.
В кабине самолета планируется установить усовершенствованное катапультное
кресло, являющееся дальнейшим развитием кресла К-36. Будет применен новый
противоперегрузочный костюм и кислородная система летчика, обеспечивающие
возможность ведения маневренного воздушного боя с перегрузками 10...12.
Летчик получит и новый облегченный шлем, совмещенный с нашлемным
индикатором.
При создании истребителя принимаются меры по значительному (на порядок)
снижению численности наземного (корабельного) обслуживающего персонала.
Несмотря на экономические трудности, paботы по самолетам семейства С-54
продолжаются, однако реализацию проекта нужного ускорить, так как через
несколько лет в состав индийского флота должен вступить переоборудованный
в "полноценный" авианосец бывший авианесущий крейсер "Адмирал Флота
Советского Союза Горшков".
С-56 является идеальной машиной для оснащения этого корабля, а также
легкого "авианосца противовоздушной обороны", строительство которого
планировано на индийской верфи, однако, если российская машина опоздает,
на палубах индийских кораблей могут "прописаться" машины западного
производства - например, французский "Рафаль" М, запущенный в серийное
производство, или новые модификации "Харриера". То же самое может случит и
в Китае, который в скором будущем также обзаведется собственными
авианосцами. Ощущают потребность в самолетах такого класса и российские
вооруженные силы. Появление в начале следующего десятилетия нового легкого
и дешевого истребителя, проект которого уже достаточно глубоко проработан,
позволило бы в короткое время увеличить боеспособность отечественных ВВС и
морской авиации, а также укрепить позиции России на международном
авиационном рынке.