В 1974 году второй
вертолет S-67 был модифицирован, на нем установили вентилятор в
кольцевом канале вертикального оперения вместо рулевого винта, и вертолет
успешно прошел летные испытания. Однако дальнейшая доводка машины была
прекращена в связи с началом разработки в 1971 году экспериментального
скоростного винтокрылого аппарата S-72. На нем предполагалось достичь скорости
полета 555 км/ч. Разработка летательного аппарата шла в соответствии с
программой RSRA (Rotor System Research Aircraft), которая финансировалась NASA и
ставила своей целью исследования различных типов несущих винтов. Первый экспериментальный аппарат S-72, совершивший первый полет в октябре 1976
года, имел фюзеляж, как у вертолетов S-67, но с более широкой кабиной. Он был
предназначен для испытания несущего винта, силовой установки и систем аппарата.
Второй S-72 впервые поднялся в воздух 10 апреля 1978 года в летном центре NASA.
Винтокрыл имел два ГТД мощностью по 1400 л.с. каждый, большое низкорасположенное
крыло размахом 13,75 м и площадью 34,4 м2, над которым по бокам фюзеляжа были
установлены два ТРД тягой по 4200 кг и стабилизатор с рулями высоты. На
винтокрыле впервые применили систему катапультирования, позволяющую экипажу
покидать летательный аппарат в случае необходимости. С 1982 года фирма "Сикорский" по контракту стоимостью $100 млн., заключенному с NASA, начала разработку концепции Х-образного крыла. При взлете оно должно было
вращаться, как четырехлопастный несущий винт, а при переходе к горизонтальному
полету останавливаться, превращаясь в крыло. Специалистами NASA были проведены
обширные исследования моделей винтокрылых аппаратов с вращающимся и
останавливающимся винтом-крылом в аэродинамических трубах. Летные исследования
решено было провести на втором экспериментальном винтокрыле S-72,
названном X-Wing. Однако в
процессе исследований выяснилось, что для управления таким несущим винтом
необходима настолько сложная система, что это потребует не только
дополнительного времени, но и дополнительного финансирования. По этой причине в
конце 1987 года работы по программе были прекращены на исследовательском уровне.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S-72 |
Диаметр
несущего винта, м |
18.90
|
Размах крыла, м |
13.74 |
Длина, м |
21.50 |
Высота, м |
4.42 |
Ширина, м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
9480 |
максимальная взлетная |
11815 |
Тип двигателя |
2
ГТД General Electric T-58-GE-5 +
2 ТРД General Electric TF-34-GE-400A |
Мощность, кВт + Тяга, кгс |
2 х 1045
+ 2 х 4180 |
Максимальная скорость , км/ч |
581 |
Крейсерская скорость , км/ч |
370 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
3050 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|