В Швеции 60 лет назад в рамках
создания истребителя J-35 Draken был разработан и построен необычный
экспериментальный самолет, получивший обозначение SAAB 210 Lilldraken.
Он представлял собой выполненный в масштабе 1:10 летающий аналог Draken. Данная
машина стала первым в мире полетевшим самолетом с крылом, имеющим двойную
стреловидность, что в 1950-х гг. было в новинку. SAAB-210 сыграл важнейшую роль
в последующем успехе компании Draken. В 1949 году военно-воздушные силы Швеции (Flygvapen) опубликовали требования
для самолета-перехватчика, призванного заменить SAAB J29, который свой первый
полет совершил в предыдущем году. Новый самолет предназначался для обеспечения
противовоздушной обороны. Основными целями должны были быть бомбардировщики, а
это требовало скорости горизонтального полета в пределах 1,4-1,5 Маха (позже
данный диапазон увеличили до 1,7-1,8 Маха), высокой скороподъемности и
способности работать от тех же высотах, что и J29.
Главные конструкторы компании Эрик Братт и Ларс Бризинг пришли к заключению, что
для выполнения этих условий наилучшие результаты даст использование схемы "бесхвостка"
с треугольным тонким крылом, имеющим малое удлинение. Требовалось создать
самолет, легкий по конструкции, с небольшой нагрузкой на крыло и малым волновым
сопротивлением. Конструкторы приняли решение установить на самолете крыло
переменной стреловидности. Угол наклона у основания крыла составлял около 80
градусов, а приблизительно на полуразмахе он уменьшался до 57 градусов. Данную
форму крыла называли "двойная дельта". У крыла с двойной стреловидностью больше
преимуществ, чем недостатков. Оно в сравнении с треугольным обладает большей
подъемной силой на посадке самолета. Главным источником подъемной силы на
дозвуковой скорости служат внешние части крыла. Вытянутая вперед корневая часть
при сверхзвуковой скорости начинает генерировать силу направляющую вверх, тем
самым удерживая аэродинамический фокус от сдвига назад. Основной недостаток
такой схемы - сложность изготовления.
Однако конструкторы столкнулись с вполне ожидаемой и довольно сложной проблемой:
до того момента летательных аппаратов с такой формой крыла никто не строил.
Конечно, все теоретические расчеты показывали, что данная форма является
идеальной, но обойтись без экспериментов невозможно. Испытания в
аэродинамической трубе показали преимущества данной конфигурации, что было
подтверждено на меньшем Draken, получившем название SAAB 210 LillDraken. В
августе 1951 года машина была готова.
Несмотря на довольно небольшие размеры, SAAB 210 Lill-Draken был вполне
пристойным реактивным самолетом, с двигателем Armstrong Siddeley Adder (тяга 467
кг) развивающим скорость до 650 км/ч. Saab 210 использовали для полного изучения
характеристик дельтовидного крыла, тестирования характеристик во время полетов
на низких скоростях и проверки других конструктивных предположений, прежде чем
начать изготовление полномасштабного прототипа. Вся верхняя поверхность крыла
была покрыта лоскутами ткани для визуализации процесса обтекания. Небольшие
размеры планера послужили причиной некоторых конструктивных особенностей
самолета. Например, конструкторы смогли реализовать лишь частичную уборку шасси,
отсутствовали створки ниш шасси. Также небольшие габариты повлияли и на
дальность полета, поскольку большого запаса топлива он не мог взять на борт.
Поскольку SAAB 210 все-таки являлся экспериментальным самолетом, он не был
застрахован от катастроф и аварий, поэтому самолет оснастили катапультируемым
креслом (но оно так и не пригодилось).
Наземные испытания необычного летательного аппарата начались в ноябре, а свой
первый полет он совершил 21 января 1952 года. Пилотом стал Бенгт Олов (Bengt
Olow). Продолжительность первого полета составляла не более 30 минут. Всего за
четыре года испытаний SAAB 210 Littdraken выполнил около 1000 полетов. В период
с 1952 по 1955 год на данном летательном аппарате были проверены все теории.
Полученные в ходе испытаний результаты дали ценные данные для разработки
истребителя SAAB 35 Draken.
Внешний вид SAAB 210 Littdraken в процессе создания менялся три раза. Изменялась
конструкция крыла и конфигурация воздухозаборников. В ходе
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было установлено, что
длина воздухозаборников первого опытного экземпляра избыточна. Модификации с
укороченными каналами воздухозаборников присвоили обозначение SAAB 210B. В
данной модификации в носовой части в обтекателе размещалась РЛС. При этом
размеры соответствовали будущей реальной радиолокационной станции истребителя.
Площадь крыла немного уменьшили. Именно эта машина сохранилась до настоящего
времени и является экспонатом музея ВВС Швеции в Линчепинге. К 1955 году будущий
истребитель SAAB получил полностью сложившийся облик. К этому времени все
дозвуковые исследования уже выполнили.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SAAB 210 |
Размах крыла, м |
4.90 |
Длина, м |
9.10 |
Высота, м |
3.20 |
Площадь крыла, м2 |
13.00 |
Масса, кг |
|
пустого |
4900 |
нормальная взлетная |
8400 |
Тип двигателя |
1 ТРД Armstrong Siddeley Adder |
Тяга , кгс |
1 х 476 |
Максимальная скорость, км/ч |
650 |
Продолжительность полета, ч |
1.8 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|