В 1962 году был построен еще один экраноплан, отличавшийся от СМ-1(2) - СМ-3. Он был построен для исследования аэродинамической компоновки с крылом малого удлинения. Реализована схема поддува под крыло: сопла в
носке крыла на его нижней поверхности создавали струйную завесу по всей передней кромке, сам же двигатель размещался в фюзеляже.
В следующем году был построен СМ-4, являвшийся дальнейшим развитием СМ-3 с увеличенным до трех человек экипажем и двумя двигателями - маршевым и стартовым. За соплом первого - газовый руль
для управления на малых скоростях. Регулируемая со-пловая система стартового двигателя направляет газовые струи под крыло.
В этом же году была построена масштабная (1:4) копия гигантского экраноплана КМ - СМ-5. В 1964 г. СМ-5 потерпел катастрофу, попав в мощный встречный воздушный поток. Его резко качнуло и приподняло.
Пилоты включили форсаж для набора высоты, но аппарат оторвался от экрана и потерял устойчивость, экипаж погиб. Это была первая катастрофа с экранопланом семейства "СМ".
Для изучения поддува и полета над опорной поверхностью в 1964 г. построен экраноплан СМ-2П7 . По передней кромке крыла с середины размаха шел ряд малых сопел. Направляющие створки отклоняли поток
под крыло на режиме поддува.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
СМ-4 |
СМ-5 |
Размах крыла, м |
15.70 |
19.40 |
Длина, м |
20.00 |
24.50 |
Высота, м |
1.96 |
1.52 |
Масса, кг |
|
|
пустого снаряженного |
|
|
полетная |
4800 |
7300 |
Тип двигателя |
2 ТРД |
2 ТРД |
Тяга, кгс |
|
|
Максимальная скорость, км/ч |
230 |
230 |
Крейсерская скорость, км/ч |
140 |
140 |
Высота полета на экране, м |
1.2 |
1.2 |
Экипаж, чел |
3 |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2004
|