Швейцарский конструктор А. Сольденхофф разработал первый проект самолета "бесхвостки"
еще в 1912 г., находясь, по-видимому, под впечатлением испытаний самолетов Данна.
В 1929 г. Сольденхофф построил самолет без горизонтального оперения So.А
(LF 5). Проект был осуществлен в городе Дюссельдорфе,
Германия. Этот самолет представлял собой двухместный низкоплан с
толкающим винтом. Продольная балансировка обеспечивалась стреловидным
закрученным крылом, и, в принципе, самолет So.А незначительно отличался от
самолетов Данна. Интересной особенностью "бесхвостки" Сольденхоффа были
необычные органы путевого управления - расщепляющиеся кили, установленные
примерно на полуразмахе крыла. Кили были расположены на оси, проходящей через
центр масс самолета, и при раскрытии создавали только моменты рыскания.
Самолет имел двигатель 32 л. с. и толкающий винт. Крыло располагалось в
нижней части фюзеляжа, имело стреловидность около 35
град., постоянную ширину по размаху. Характерной особенностью
этого самолета было трехколесное шасси с носовым колесом - редкость в ту
пору.
Летал на нем известный немецкий планерист и конструктор планеров Г. Эспенлауб. В
следующем году Сольденхофф строит второй самолет с двигателем 40 л. с. На первом
самолете не было вертикального оперения и рулей направления. На втором - в
середине полуразмаха крыльев, на верхней их поверхности поставили небольшие
расщепляющиеся кили. Сольденхофф успел построить у себя на родине в Швейцарии
еще два самолета So.A (D-1923) и So.A (D-2156). Они в основном повторяли схему
предыдущих конструкций Сольденхоффа, но имели шасси с управляемым носовым
колесом. D-1923 имел, кроме расщепляющихся надкрыльных килей, концевые шайбы,
управляемые педалями.
У самолета D-2156 концевые шайбы были зафиксированы неподвижно. С 1931 по 1932
годы эти самолеты Сольденхоффа много летали по городам Швейцарии, демонстрируя
отличные летные качества. Работы Сольденхоффа наглядно показали, что бесхвостый
самолет-моноплан со стреловидным крылом может отлично летать, и путь к созданию
экономичного гигантского "летающего крыла" такой схемы открыт. Однако в ту пору
и у самолетов обычной схемы еще не были исчерпаны резервы сокращения величины
лобового сопротивления. Время бесхвостой еще не наступило. Лишь позднее, через
15 лет, снова вспомнят о стреловидном "летающем крыле", но уже в связи с другой
технической задачей. Эта идея будет применена для уменьшения силы волнового
сопротивления крыла при приближении скорости полета к скорости звука.
В целом конструкцию Сольденхоффа нельзя признать удачной. Значительная
стреловидность и отрицательная крутка крыла, большой продольный момент инерции -
все это ухудшало характеристики самолета. Разработанные Сольденхоффом органы
путевого управления также имели ряд недостатков - потеря управляемости на
больших углах атаки, невозможность достижения управляемого бокового скольжения.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
So.A (D-2156) |
Размах крыла, м |
10.00 |
Длина, м |
5.00 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
17.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
260 |
нормальная взлетная |
540 |
Тип двигателя |
1 ПД Salmson |
Мощность, л.с. |
1 х
40 |
Максимальная скорость, км/ч |
160 |
Крейсерская скорость , км/ч |
130 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|