Во второй половине 40-х годов прошлого века военно-воздушные силы большинства европейских государств переходили на реактивную технику. Но далеко не все из них могли при этом опираться на
собственные разработки. Довольно развитая в 30-е годы французская авиапромышленность серьезно пострадала во время Второй мировой войны, из-за чего первыми серийными реактивными машинами, принятыми на
вооружение во Франции, стали британские "вампиры" (французское название "Мистраль").
Естественно, такое положение не устраивало парижское военно-политическое руководство, тем более, что ведущие самолетостроительные фирмы сумели за годы войны сохранить свои конструкторские коллективы и
не испытывали недостатка в новых идеях. При активном содействии правительства французские самолетостроители развернули широкий фронт работ по созданию реактивных самолетов различного назначения. Но
французские государственные авиапредприятия SNCASO и SNCASE отличались громоздкостью и неповоротливостью бюрократических структур, что обуславливало большую инертность. Поэтому первым французским
серийным реактивным истребителем стал "Ураган", созданный частным концерном "Авионс Марсель Дассо". Но, постепенно раскачались и "казенные" заводы.
Одним из главных направлений работ "Национального авиационного объединения Юго-запада", более известного под аббревиатурой SNCASO, стала разработка двухмоторного реактивного бомбардировщика,
предназначенного для замены морально устаревших поршневых "Инвейдеров". Проект получил обозначение SO.4000 и название "Вотур" ("Гриф"), Работы начались с постройки аэродинамических аналогов будущей
машины - летающих моделей в масштабе 1:2 - планера SO-M1 и самолета SO-M2.
Причиной, побудившей принять такое решение (наряду с вполне естественным желанием избежать чрезмерного технического риска при создании полномасштабного прототипа) стало отсутствие подходящих
двигателей. Единственный в то время серийно строившийся во Франции ТРД Испано-Сюиза "Вердон" (развитие британского "Нина") был слишком маломощным, а перспективный "Атар" еще только создавался.
История с SO-M1 довольно туманна - планер был построен и предназначался для сбрасывания с переоборудованного четырехмоторного пассажирского самолета SE.161 "Лангедок". Но вот реализовался ли этот
план, - источники однозначного ответа не дают. Встречаются две версии. По одной из них SO-M1 действительно сбрасывали с носителя в сентябре 1949-го, по другой - его лишь испытывали в аэродинамической
трубе.
S0-M2 - одномоторный реактивный самолет, оснащенный ТРД Роллс-Ройс "Дервент" тягой 1590 кг - впервые поднялся в воздух 13 апреля 1949 г. Он имел длину фюзеляжа 9,99 м, размах стреловидного крыла
составлял 9,08 м, а площадь - 18 м2. Пустой SO-M2 весил 3840 кг, взлетная масса достигала 4700 кг. Конструкция самолета была рассчитана на скорость до 1000 км/ч, однако достигался этот показатель лишь
в пикировании. Около двух лет SO-M2 использовали в экспериментальных целях.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SO-M2 |
Размах крыла, м |
9.08 |
Длина, м |
9.90 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
17.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3560 |
максимальная взлетная |
5380 |
Тип двигателя |
1 ТРД Rolls-Royce Derwent V |
Тяга, кгс |
1 х 1590 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
у земли |
890 |
на высоте |
950 |
Крейсерская скорость, км/ч |
720 |
Практическая дальность, км |
640 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|