Scaled Composites принимала самое
непосредственное участие в проектировании первой частной космической ракеты
Pegasus. Целью проекта была разработка максимально дешёвого способа доставки
небольших спутников весом до 450 кг на низкую околоземную орбиту. Руководила
работами научная корпорация Orbital, а Scaled Composites сосредоточила свои
усилия на конструировании и тестировании принципиально важных элементов корпуса
ракеты.
Первый успешный старт Pegasus произошёл 5 апреля 1990 года, и с тех пор
новаторская схема не претерпела существенных изменений. К настоящему моменту 33
таких ракеты вывели на орбиту более 70 спутников NASA и других заказчиков.
Запуск трёхступенчатой крылатой ракеты производился с транспортного самолёта
B-52, который поднял Pegasus на высоту в 12 километров. После освобождения
ракеты и пяти секунд свободного падения в горизонтальном положении включилось
зажигание первой ступени двигателя, ракета, благодаря аэродинамической подъёмной
силе, обеспечиваемой конструкцией дельтовидного крыла, стремительно набрала
скорость и высоту, и за 10 минут вывела груз на космическую орбиту.
Именно эта двухкомпонентная схема доставки космических туристов используется в
последнем проекте Scaled Composites, только на сей раз Берту Рутану пришлось
полностью конструировать и самолёт и ракету.
Финансовую поддержку предложил один из основателей компании Microsoft Пол Аллен.
В результате с марта 2001 года Аллен вложил в проект не менее $20 млн, а Рутан
успешно построил White Knight и SpaceShipOne.
При конструировании Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne был применён ряд
оригинальных решений. Главным из них стало использование специально
разработанного гибридного двигателя, работающего на полибутадиене и оксиде
азота(I) (N2O).
Кабина пилота представляет собой герметичную камеру, где создаётся необходимое
давление. Многочисленные иллюминаторы созданы из двухслойного стекла, каждый
слой должен выдерживать возможные перепады давления. Воздух внутри кабины
создаётся тройной системой, использующей кислородные баллоны, углекислый газ
удаляется специальной поглощающей системой. Отдельная система контролирует
влажность воздуха. Всё это позволяет обходиться без космических скафандров.
17 декабря 2003 года в ходе празднования 100-летия со дня полета братьев Райт
SpaceShipOne впервые продемонстрировал свои способности на публике. А 1 апреля
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA/AST) выдало компании
лицензию на суборбитальные полеты сроком на год. Scaled Composites стала первой
в истории неправительственной организацией, получившей подобную лицензию.
Всего аппарат совершил 17 полётов, первый - беспилотный, а последние три -
суборбитальные космические по версии ФАИ, то есть выше 100 км.
29 сентября 2004 г. Майк Мелвилл совершил первый зачётный полёт на высоту 102,93
км. Через 5 дней, 4 октября 2004 года аппарат SpaceShipOne совершил свой второй
успешный зачётный полёт (последний, 17-й). Пилот Брайан Бинни поднялся на высоту
более 112 километров и затем благополучно опустился на Землю. Полёт прошёл без
каких-либо сбоев, был побит рекорд высоты для пилотируемых самолётов,
державшийся 41 год (в августе 1963 Джо Уокер поднимал Х-15 на 107,9 км). Таким
образом, согласно правилам конкурса, компания создатель "Scaled Composites"
стала победителем программы "X Prize" и получила награду в 10 миллионов
долларов. Один из главных создателей Бёрт Рутан сообщил людям, собравшимся у его
дома, что был уверен в успехе сегодняшнего полёта. Успех SpaceShipOne, по словам
создателей, открыл космос для частных полётов.