В начале 30-х
годов инженер Луиджи Стипа (Luigi Stipa) служивший в ВВС Италии предложил оригинальную
идею с использованием фюзеляжа-трубы для увеличения эффективности
винтов. Эта концепция получила наименование "Ala a turbina".
Заинтересовавшейся этой идей Министерство Авиации Италии заказало Стипе
постройку летающего демонстратора. Было решено строить самолет на заводе
фирмы Società Caproni e Comitti.
Фюзеляж
самолета имел бочкообразную форму. Оба винта и 120-сильный
двигатель de Havilland Gipsy III размещался внутри фюзеляжа.
Основной принцип идеи Стипа заключался в установке воздушного винта и
двигателя внутри фюзеляжа (т.н. импеллер — это
пропеллер, заключённый в кольцо для снижения энергетических потерь из-за
перетекания воздуха на законцовках лопастей). Таким образом, винт
использовался в качестве вентилятора находящегося в кольцевом обтекателе.
Луиджи Стипа назвал данное направление в дизайне летательных аппаратов «интубированым
пропеллером». Для того времени это был один из самых радикальных
способов повысить эффективность двигателей самолетов
Первый полет самолета
Stipa состоялся 7 октября 1932 года. Уже в ходе
испытаний самолет дорабатывался - увеличились рули высоты и
конструкция хвостовой части. По окончанию испытаний самолет был
переведен в Исследовательский центр Montecelio, где получил
регистрационный номер MM.187.
Самолёт оказался отличным. По
крайней мере с точки зрения пилота-испытателя Доменико Антонини.
Во‑первых, он был значительно мощнее, чем аналоги с точно таким же
двигателем. Во‑вторых, труба-фюзеляж создавала дополнительную подъёмную
силу. В-третьих, он был очень стабилен в полёте. Только вот
аэродинамическое сопротивление было таким сильным, что больше чем до 131
км/ч самолёт разогнаться не мог никоим образом. Полученные
результаты не удовлетворили военных и в 1933 году он был демонтирован.
Система Стипы оказала огромное влияние на тенденции мирового
авиастроения. Его наработки и патенты использовались впоследствии при
проектировании фюзеляжей и двигателей. Его работы изучали и продолжают
изучать в авиационных институтах всего мира. А импеллеры,
запатентованные Стипой, используются повсеместно не только в авиации, но
и в судостроении — для винтов. Только вот оригинальный Stipa-Caproni был
в 1933 году разрезан на металл. В начале 2000-х годов австралийские
энтузиасты построили реплику удивительного самолёта.