Уголок неба ¦ Caproni STIPA

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная экспериментальные
   Stipa
       
Разработчик: Caproni
Страна: Италия
Первый полет: 1932
Тип: Экспериментальный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 30-х годов инженер Луиджи Стипа (Luigi Stipa) служивший в ВВС Италии предложил оригинальную идею с использованием фюзеляжа-трубы для увеличения эффективности винтов. Эта концепция получила наименование "Ala a turbina". Заинтересовавшейся этой идей Министерство Авиации Италии заказало Стипе постройку летающего демонстратора. Было решено строить самолет на заводе фирмы Società Caproni e Comitti.

Фюзеляж самолета имел бочкообразную форму. Оба винта и 120-сильный двигатель de Havilland Gipsy III  размещался внутри фюзеляжа. Основной принцип идеи Стипа заключался в установке воздушного винта и двигателя внутри фюзеляжа (т.н.  импеллер — это пропеллер, заключённый в кольцо для снижения энергетических потерь из-за перетекания воздуха на законцовках лопастей). Таким образом, винт использовался в качестве вентилятора находящегося в кольцевом обтекателе. Луиджи Стипа назвал данное направление в дизайне летательных аппаратов «интубированым пропеллером». Для того времени это был один из самых радикальных способов повысить эффективность двигателей самолетов

Первый полет самолета Stipa  состоялся 7 октября 1932 года. Уже в ходе испытаний самолет дорабатывался - увеличились  рули высоты и конструкция хвостовой части. По окончанию испытаний самолет был переведен в Исследовательский центр Montecelio, где получил регистрационный номер MM.187.

Самолёт оказался отличным. По крайней мере с точки зрения пилота-испытателя Доменико Антонини. Во‑первых, он был значительно мощнее, чем аналоги с точно таким же двигателем. Во‑вторых, труба-фюзеляж создавала дополнительную подъёмную силу. В-третьих, он был очень стабилен в полёте. Только вот аэродинамическое сопротивление было таким сильным, что больше чем до 131 км/ч самолёт разогнаться не мог никоим образом.  Полученные результаты не удовлетворили военных и в 1933 году он был демонтирован.

Система Стипы оказала огромное влияние на тенденции мирового авиастроения. Его наработки и патенты использовались впоследствии при проектировании фюзеляжей и двигателей. Его работы изучали и продолжают изучать в авиационных институтах всего мира. А импеллеры, запатентованные Стипой, используются повсеместно не только в авиации, но и в судостроении — для винтов. Только вот оригинальный Stipa-Caproni был в 1933 году разрезан на металл. В начале 2000-х годов австралийские энтузиасты построили реплику удивительного самолёта.








 ЛТХ:
Модификация   Stipa
Размах крыла, м   14.30
Длина, м   6.04
Высота, м   3.24
Площадь крыла, м2   19.00
Масса, кг  
  пустого самолета   595
  максимальная взлетная   850
Тип двигателя   1 ПД DeHavilland Gipsy III
Мощность, л.с.   1 х 120
Максимальная скорость , км/ч   133
Продолжительность полета, мин   40
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Stipa
 Stipa
 Stipa
 Stipa
 Stipa
 Stipa
 Stipa

  Схемы:

 Stipa

  Варианты окраски:

 Stipa   (c) Giaovanni Paulli

  



 

Список источников:

Популярная механика. Тим Скоренко. Самолёт дня: Stipa-Caproni
Военное обозрение. Stipa-Caproni: один из самых необычных самолетов
Gruppo Modellistico Sestese.
Giorgio Dorati. Caproni Taliedo Stipa
Aerei Italiani - Scheda Tecnica - Caproni Stipa
Paulli Giovanni Illustrations - Galleria Aeronautica. Stipa Caproni
Aviation Francaise Magazine No.3. Philippe Ricco. L'ANF-Mureaux Stipa203
L'Ala d'Italia 1932-10. Un'invenzione che cammina: l'aeroplano Stipa
Annuario dell'Aeronautica italiana 1934


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: