Большое значение для развития самолетов схемы - "бесхвостка" имели работы
немецкого конструктора Александра Липпиша.
Липпиш исследовал методы обеспечения продольной балансировки "бесхвостки" со
стреловидным крылом и пришел к выводу, что для уменьшения крутящих нагрузок на
крыло и улучшения его несущих свойств целесообразно полностью отказаться от
геометрической отрицательной крутки крыла и заменить ее аэродинамической
круткой. Для проверки этой идеи Липпиш в 1925 г. построил планер "Эксперимент"
схемы "бесхвостка" . В корне стреловидного крыла планера был установлен
нормальный несущий профиль, в центре - симметричный, на концах крыла применялся
перевернутый корневой профиль.
Следующим этапом исследований явилось создание серии экспериментальных планеров
"Шторх". Планер "Шторх" 1 представлял собой одноместный верхнеплан со
стреловидным крылом. На концах крыла снизу были расположены вертикальные кили.
Поперечное и продольное управление обеспечивалось элевонами. Испытания планера
показали, что его боковая устойчивость и управляемость были явно недостаточны. Кроме того, кили, расположенные под крылом, вызывали при отклонении
значительный пикирующий момент, часто ломались при посадке.
Для устранения этих недостатков планер подвергся значительным доработкам: была
ликвидирована S-образность крыла, вертикальные кили перенесены наверх ("Шторх"
2), увеличена их площадь ("Шторх" 3). По мнению Липпиша, радикальное улучшение
боковой управляемости было получено в результате устранения стреловидности оси
вращения элевонов ("Шторх" 4).
Испытания планера "Шторх" 4 дали хорошие результаты. Планер не терял
устойчивости и управляемости на всех режимах полета, имел хорошие планирующие
свойства. В 1929 г. он был переоборудован в легкомоторный самолет "Шторх" 5 с
толкающим винтом. Из-за малой мощности двигателя пришлось отказаться от шасси,
взлет происходил по планерному, с помощью амортизатора. Из условий центровки
носовая часть фюзеляжа была удлинена. Чтобы компенсировать ее дестабилизирующее
действие, шайбам был придан крыльевой профиль (выпуклостью внутрь), что
позволило увеличить путевую устойчивость самолета.
На самолете "Шторх" 5 был совершен ряд удачных перелетов, которые явились
достижением для самолета со столь маломощным двигателем.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Storch V |
Размах крыла, м |
12.37 |
Длина, м |
3.80 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
18.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
250 |
Тип двигателя |
1 ПД |
Мощность, л.с. |
1 х 8 |
Максимальная скорость, км/ч |
120 |
Крейсерская скорость , км/ч |
80 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|