Легкий двухместный экраноплан Т-501 сконструирован и построен в 1982 г. в подмосковном Калиниграде на станции юных техников под руководством Е.П.Грунина.
За основу взяли планер L-13 Бланик с существенной доработкой фюзеляжа: передней, нижней и хвостовой части фюзеляжа при-дали гидродинамические обводы глиссирующей лодки с реданом. Стабилизатор
перенесли на вершину киля, оперение стало Т-образным. Двухместную кабину и силовой набор фюзеляжа оставили без изменений. Деревянное крыло треугольной формы имело обратное V по передней кромке. На
Т-501 над центропланом на горизонтальной балке сверху фюзеляжа установили два мотора Нептун-23 общей мощностью 46 л.с. с винтами диаметром 0,98 м.
Значительную часть расчетно-конструкторских работ выполнили студенты МИИГА. Испытания начались в 1982 г. на Пироговском водохранилище под Москвой. Они показали, что тяги двух двигателей Нептун
недостаточно, экраноплан на редан не выходил. После первого этапа испытаний на Т-501 установили турбостартер ТС-21 первоначально с двухлопастным деревянным винтом. Испытания с турбостартером
проводились в 1953 г. Из-за неудовлетворительных гидродинамических обводов корпуса лодки экраноплан так и не смог летать. Кроме того, не совсем удачной оказалась аэродинамическая компоновка.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Т-501 |
Размах крыла, м |
9.00 |
Длина, м |
8.80 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
17.00 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного |
580 |
полетная |
660 |
Тип двигателя |
1 ПД Нептун-23 |
Мощность, л.с. |
1 х 23 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Высота полета на экране, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Список источников: |
|
|
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России |
Уголок неба. 2017
|