Во время Карибского кризиса в СССР впервые после второй мировой войны отрабатывалось массовое рассредоточение войск, и выяснилась крайняя степень неподготовленности авиации
для работы с запасных грунтовых аэродромов. После этого конфуза отныне и навсегда утвердилось настоятельное требование военных: обеспечить возможность базирования всего парка тактической авиации
на подготовленных грунтовых аэродромах.
В ОКБ Сухого тема была оформлена в отдельную большую работу. Исследования, проводившиеся на Су-15, получили шифр Т-58Л. Официально она была задана решением ВПК от 1 апреля 1964 г.
Специалисты фирмы уже отрабатывали подобную задачу, используя лыжное шасси на опытных самолетах С-23, С-26 и С-22-4 (вариантах Су-7). Поэтому для снижения давления на грунт основные опоры Су-15
также решили оснастить съемными лыжами, оборудованными системой смазки. Для защиты воздухозаборников от попадания посторонних предметов на передней опоре предстояло установить специальные щитки.
К лету 1965 г. в Т-58Л превратили второй летный прототип, причем «зашивать талию» на этом самолете не стали, и в семействе Су-15 он остался единственным в своем роде. Ведущим инженером по
испытаниям был назначен В.И.Фурдецкий. До конца 1967 г. машина проходила испытания на бетонных и грунтовых ВПП в Луховицах и под Феодосией. В полетах участвовали летчики ОКБ В.С.Ильюшин,
Е.К.Кукушев и Е.С.Соловьев. В ходе этих работ самолет испытывался на различных грунтах, при этом определялся уровень вибрационных нагрузок на РЛС, оборудование и вооружение, а также
исследовался спектр разброса грунта для определения оптимальной формы защитных щитков и створок. Один из полетов, в котором Т-58Л пилотировал Кукушев, чуть не закончился трагически. 8 сентября
1967 г. при взлете с грунтовой полосы сразу после отрыва передней опоры шасси возник небольшой крен самолета, и одна половина стабилизатора задела за землю противофлаттерным грузом. Повреждения
оказались минимальными, пострадала лишь концевая часть стабилизатора. Самолет отремонтировали, причем, дабы избежать подобных инцидентов, противофлаттерные грузы установили под углом +15° к
плоскости стабилизатора. Вскоре полеты на Т-58Л возобновились, а новая несколько экзотическая схема крепления грузов была внедрена в серию.
Эти испытания показали, что вибрационные и ударные нагрузки на РЛС и ракеты очень высоки, а элементы планера и вооружение при взлете с грунта сильно загрязняются. Для ракет с тепловыми ГСН это
практически со 100% вероятностью означало срыв выполнения боевой задачи, т.к. заляпанная грязью головка самонаведения просто не могла нормально работать. В конце 1967 г. на Т-58Л установили
новую удлиненную переднюю опору шасси, оснащенную механизмом разворота и двумя колесами меньшего диаметра. Под новую опору пришлось серьезно доработать ее нишу и носовую часть фюзеляжа. В
следующем году были проведены совместные с ГК НИИ ВВС испытания самолета.
Несмотря на явную нецелесообразность применения лыж на перехватчике, они еще какое-то время рассматривались в качестве штатного сменного шасси для модернизированного Су-15. Позднее от них все же
отказались, но работы, выполненные на Т-58Л, не пропали даром. Так, на серийных Су-15 воздухозаборники обдува генераторов и продува мотоотсека перенесли с нижней на верхнюю поверхность фюзеляжа,
т.к. было отмечено, что в противном случае при работе с грунтовых ВПП они сильно забиваются грязью. На II этапе модернизации в серию была внедрена получившая положительный отзыв
летчиков-испытателей новая передняя опора шасси. Сам Т-58Л еще несколько лет использовался в ОКБ для экспериментов, связанных с базированием самолетов на грунте. В начале 1974 г. его передали в
академию им. Н.Е.Жуковского, а впоследствии он стал экспонатом музея ВВС в Монино, где находится и поныне.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Т-58Л |
Размах крыла, м |
8,62 |
Длина самолета, м |
22,07 |
Высота самолета, м |
5,00 |
Площадь крыла, м2 |
34,56 |
Масса , кг |
|
пустого самолета |
10400 |
максимальная взлетная |
17100 |
Тип двигателя |
2 ТРДФ Р-11Ф2С-300 |
Тяга, кгс |
2 х 6175 |
Максимальная скорость, км/ч |
2200 |
Практическая дальность, км |
1500 |
Практический потолок, м |
18500 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
6.5 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
Две УР класса "воздух-воздух" средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами
наведения Р-98 или Р-8М Вместо ПТБ могут подвешиваться два контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (23 мм, 250 снарядов). |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|