C 1958, под тем же шифром, что и самолет
"135" (Ту-95С) в ОКБ-156 начались
инициативные работы по стратегической
ударной авиационной системе, близкой по
своим проектным параметрам к М-56 В.М.Мясищева.
Работы по теме "135"
проводились в отделе Техпроектов под
руководством С.М.Егера. До осени 1960 года
работы по теме "135" не выходили за рамки
поисковых исследований, было
подготовлено несколько предварительных
проектов стратегического
сверхзвукового самолета, в основном
повторявших варианты проектов по
американскому B-70. Работы по теме
активизировались с осени 1960 года. 3
октября 1960 года вышло Постановление
Совета Министров СССР No.1057-437, согласно
которому:
- ОКБ В.М.Мясищева передавалось
в качестве филиала в ОКБ В.Н.Челомея и освобождалось от проектирования и
разработки сверхзвукового самолета-носителя М-56, вопрос по проектам
M-50, М-52 и "РСР"
должен был быть решен дополнительно;
- ОКБ А.Н.Туполева, в связи с
прекращением работ по М-56, должно было в
3-х месячный срок дать предложения по
созданию дальнего сверхзвукового
самолета-носителя и дальнего
сверхзвукового самолета-разведчика с
рассмотрением возможности серийной
постройки их на заводе No.22 в Казани.
В рамках этой работы,
получившей по КБ обозначение самолет "135"
(Ту-135), в отделе технических проектов С.М.Егера
было рассмотрено большое количество
проектов создания авиационно-ракетных и
разведывательных стратегических систем
на базе различных вариантов
сверхзвуковых дальних самолетов. В
течение почти пяти лет была проведена
большая работа по обоснованию и выбору
основных параметров системы и самолета-носителя.
Были проработаны десятки вариантов
проектов самолета "135" с реализацией
большого количества аэродинамических
компоновочных решений под различные
типы двигателей. В ходе проектирования
исследовался и творчески
перерабатывался опыт проектирования
дальних стратегических сверхзвуковых
самолетов, которые разрабатывались в КБ,
а также материалы по проектам КБ В.М.Мясищева,
которые были переданы в КБ А.Н.Туполева.
Внимательно изучался ход работ по
американскому стратегическому носителю
В-70 "Валькирия", которые к этому времени
продвинулись достаточно далеко. Общее
руководство проектом "135" А.Н.Туполев
планировал возложить на Л.Л.Селякова,
одного из главных идеологов мясищевских
самолетов М-50, М-52 и М-56, который в 1962 г.
был переведен в КБ.
В ходе научно-исследовательских
работ по программе создания
стратегической ударно-разведывательной
системы и самолета "135" КБ, ЦАГИ,
двигателестроительными, агрегатными КБ
были проведены оценки конфигурации
системы, ее возможная эффективность и
пути развития, рассмотрены конкретные
схемы самолетов-носителей, их силовых
установок, систем вооружения и
оборудования.
Для самолета "135"
рассматривались следующие типы
двигателей:
-
НК-6 (максимальная взлетная
тяга - 23000-23500 кг, удельный расход
топлива на крейсерском сверхзвуковом
режиме -1,5-1,7 кг/кг.ч);
-
НК-6Б (22480 кг; 1,5-1,5-1,75 кг/кг.ч);
-
НК-6В (18700 кг; 1,7-1,9 кг/кг.ч);
-
НК-6С (22500 кг; 1,6-1,7 кг/ кг.ч;
-
НК-10 (24000 кг; 1,4-1,6 кг/ кг.ч);
-
Р15Б-300 (15000 кг; 1,8 кг/кг/ ч);
-
Р23-300 (21000 кг; 1,6-1,75 кг/кг.ч);
-
ВД-19Р (13500 кг; 2,0-2,5 кг/кг.ч);
-
Р17-117 (17000 кг; 1,7-1,1,8 кг /кг.ч),
-
рассматривался вариант
самолета "135" с ядерной силовой
установкой (ЯСУ).
Число двигателей, в
зависимости от величины их тяги,
менялось от четырех до шести. В ходе
работ по выбору оптимальной
аэродинамической схемы самолета было
изготовлено 14 моделей самолета "135", на
которых в ЦАГИ были проверены 6
вариантов схем крыла. Более 10 вариантов
расположения двигателей. На 5 вариантах
определялся оптимальный профиль крыла.
На 6 вариантах - взлетно-посадочные
характеристики и общие характеристики
на дозвуковых скоростях. На моделях
выбирались органы управления,
характеристики устойчивости и
управляемости. Отрабатывалась форма и
расположение мотогондол,
воздухозаборники, сопла, форма каналов
подвода воздуха к двигателям,
исследовалось взаимное влияние
двигательных гондол, крыла и фюзеляжа. В
результате работ по выбору оптимальной
схемы самолета, для него была выбрана
схема "утка" с плавающим ПГО,
треугольным крылом с переменной
стреловидностью по передней кромке,
одним килем и разнесенными по размаху
крыла спаренными мотогондолами.
Выбранная компоновка позволила
получить достаточно высокие расчетные
значения аэродинамического качества
самолета на различных режимах полета,
которые были подтверждены в ходе
исследований в ЦАГИ (при М=0,9 - К=10,5; при М=1,2
- К=8,3; при М-2,5 - К=6,5; при М=3 - К=6,0).
Отдельно изучался вопрос
создания системы ракетного вооружения
на базе крылатых ракет различного
назначения и баллистических ракет
воздушного базирования. Много внимания
уделялось формированию навигационно-пилотажного
и прицельного комплексов, бортовой
аппаратуре РЭП на основе новейших
достижений отечественной
радиоэлектронной промышленности.
В результате проектирования
ударно-разведывательной системы Ту-135 в
КБ были выработаны основные положения
концепции создания стратегического
самолета-носителя и системы на его базе.
Основные моменты ее были следующие.
Максимальная скорость полета
самолета ограничивалась величиной 3000 км/ч
(М=2,82М), а крейсерская скорость - 2500-2650 км/ч
(М=2,35-2,5). Это позволяло использовать в
конструкции самолета дюралевые сплавы,
с применением только в некоторых
нагруженных элементах теплостойких
сплавов и материалов, что позволяло
использовать привычные и отработанные
технологии и производственную базу
серийных авиационных заводов без их
существенной переделки и сокращало
сроки проектирования и производства как
минимум в два раза.
Силовая установка самолета
должна была базироваться на
двухконтурных (турбовентиляторных)
двигателях типа НК-6. Это обеспечивало
получение дальности полета большей на 10
- 20% на основных сверхзвуковых режимах
полета и на 30-40% на смешанных и
дозвуковых режимах, по сравнению с
другими типами предлагавшихся
двигателей, и возможность длительного
полета на малых высотах. Кроме того,
использование ДТРД типа НК-6 позволяло
иметь силовую установку однотипную с
самолетами Ту-22 2НК-6 (самолет "106"), а
также обеспечивало дополнительный
эффект от применения модификаций НК-6
или его основных агрегатов для силовых
установок самолетов гражданского
назначения, а также для проектов
самолетов вертикального взлета и
посадки (НК-8, НК-144, НК-36, НК-38).
На основании большого
объема исследований и анализа
предложенных вариантов самолета "135"
для дальнейшего проектирования был
выбран вариант со следующими
размерностями: площадь крыла - 400-450 м2,
взлетная масса - 160000-200000 кг. Выбранные
размерности обеспечивали:
получение нормальной
практической дальности полета на
сверхзвуковом крейсерском режиме (2650 км/ч)
- 8000 км, максимальной практической
дальности полета -10000 км и дальности с
одной дозаправкой топливом в полете -12000
км,
получение максимальной
практической дальности полета на
дозвуковом режиме (920 км/ч) - 12000-13000 км и с
дозаправкой топливом в полете - 14000-15000 км,
получение максимальной практической
дальности полета на малых высотах - 6000 км.
В случае создания на базе
ударного самолета "135" его
пассажирского варианта (самолет "135П"),
подобная машина могла бы обеспечить
практическую дальность полета на
сверхзвуке - 6500 км (беспосадочный полет с
территории СССР в США).
На основании требований ВВС
по возможности эксплуатации тяжелых
самолетов с аэродромов со слабым
бетонным покрытием или с грунта, самолет
"135" должен был оборудоваться
многоколесным или лыжно-колесным шасси.
Это позволяло использовать самолет при
взлетной массе 160000 кг с аэродромов 1-го
класса и с грунтовых аэродромов
улучшенного типа. В перегрузочном
варианте при взлетной массе 200000 кг - с
внеклассных аэродромов или с усиленных
полос аэродромов 1-го класса.
Работы по самолету "135" не
замыкались лишь только на получении
высокоэффективного ударного носителя,
речь шла о создании многоцелевой
системы, способной решать широкий круг
оперативно-стратегических задач на базе
одного базового самолета.
На самолет "135" возлагались
задачи:
поиска и уничтожения ударных
авианосных соединений, транспортных
судов и конвоев, в этих случаях самолет
должен был вооружаться 2-4 крылатыми или
баллистическими ракетами с дальностью
действия 500-600 км, радиус действия
авиационно-ракетной системы должен был
составлять без дозаправки топливом в
полете 5000 км, с дозаправкой - 6000 км;
поиска и уничтожения
кораблей носителей УРО, а так же ПЛАРБ на
удалениях, превышающих дальность пуска
их ракет, при этом самолет-носитель
должен был обеспечивать время
барражирования на удалении 2000 км - 8 ч, на
3000 км - 5,3 ч, на 4000 км - 2,7 ч, и оснащаться
поисково-ударной противокорабельной и
противолодочной системами на основе
крылатых и баллистических ракет,
противолодочных бомб и торпед;
нарушения или срыва
воздушных военно-транспортных
перевозок, в этом случае самолет "135"
оборудовался радиолокационной станцией
перехвата и наведения и вооружался 4-6
ракетами класса "воздух-воздух", время
барражирования в этом варианте должно
было быть на удалении 2000 км - 8 ч, 3000 км - 5,3
ч, 4000 км - 2,7 ч, информация о вылете военно-транспортных
самолетов должна была приходить от
спутниковой разведывательной системы;
ведения воздушной
радиолокационной, радиотехнической,
фотографической и специальной разведки
при сверхзвуковой скорости полета без
дозаправки топливом в полете в радиусе
5000 км, с дозаправкой - 6000 км, на дозвуке -
6000-6500 км и 7000-7500 км соответственно, на
высотах 20000-24000 км, для расширения
радиуса действия разведывательной
системы и ее эффективности и
устойчивости к средствам ПВО,
предполагалось использовать самолет-доразведчик,
подвешивавшийся под самолетом-разведчиком;
поражения малоразмерных
стратегических целей, защищенных мощной
системой ПВО и ПРО с полетом к цели и
обратно в зонах их действия на малых
высотах, радиус действия системы должен
был составлять 3000 км и вооружение - две
крылатых или баллистических ракеты с
дальностью действия 150-350 км, а также
ядерные бомбы.
Как вспомогательная задача
для самолета "135" рассматривалось
поражение стратегических целей на
удалении до 7500 км. В этом случае самолет
должен был нести баллистические ракеты
с дальностью полета 4000 км.
Из рассмотренного видно, что
система Ту-135, в том виде как она
формировалась на середину 60-х годов,
представляла авиационно-ракетную
систему, предназначенную для решения в
основном оперативных и оперативно-стратегических
задач. Чисто стратегические задачи на
нее возлагались как на стратегическую
систему второго удара и для ударов по
малоразмерным хорошо защищенным целям (подземные
шахты МБР, подземные центры управления и
снабжения). Такая универсальность
должна была снизить общие затраты на
развертывание системы.
Но Н.С.Хрущев делает ставку на
полный отказ от пилотируемых
стратегических бомбардировщиков в
пользу МБР. Он не рискнул выступить
напрямую против патриарха советской
авиации А.Н.Туполева и остановить тему "135". ОКБ А.Н.Туполева было предложено
проработать возможность увеличения
крейсерской скорости полета Ту-135 до 3000
км/ч, как у ХВ-70. Одновременно, в
противовес Туполеву, задание на
однорежимный самолет для борьбы с
авианосными ударными группировками (АУГ)
получили "истребительные" КБ П.О.Сухого
(Т-4) и А.С.Яковлева (Як-35). В июле 1962 г.
состоялся научно-технический совет, на
котором подводились итоги конкурса. В
процессе обсуждения предложений проект
самолета Ту-135 был подвергнут критике в
части переразмерности машины (взлетный
вес 190 т) и несоответствия крейсерской
скорости полета заданной (2500 вместо 3000
км/ч). Доводы КБ А.Н. Туполева были весьма
объективны и грамотны - с позиции
экономии государственных средств
целесообразно строить только один тип
самолета Ту-135, который мог бы решать как
стратегические задачи (с нанесением
ударов по территории США), так и задачи
дальней авиации, для которых достаточен
радиус действия 3000-3500 км и при котором
подлетное время при скорости 2500 км/ч
увеличивается всего на 12 минут (72 минуты
вместо 60). При этом туполевский самолет
мог нести 4-6 ракет против двух в проектах
ОКБ П.О. Сухого и А.С. Яковлева. Итоги
должны были подвести в сентябре. А.Н.
Туполев понял, что проект самолета Ту-135
будет снят с конкурса и поэтому дал
команду своему конструкторскому бюро о
подготовке под условия конкурса
разрабатываемого для замены Ту-22
самолета Ту-125.
На втором научно-техническом
совете прошло обсуждение проектов
авиационными институтами и военными.
Представленный проект самолета Ту-125 не
прошел конкурса из-за своей
непроработанности (в этом оказал
изрядную "помощь" А.С. Яковлев).
В декабре 1963 г. Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР
разработка Ту-135 была закрыта в пользу
ударно-разведывательного самолета Т-4. К
середине 60-х годов работы по
проектированию системы Ту-135
окончательно были свернуты. Основными
предпосылками к тому были: отказ ВВС от
концепции однорежимного
стратегического сверхзвукового
самолета-носителя и переход к идее
создания многорежимного универсального
носителя на базе тяжелого самолета с
изменяемой стреловидностью крыла (аналогичные
изменения происходили и в США - отказ от
В-70 и начало работ по В-1); конструктивно-технологические
сложности, сопутствовавшие созданию
системы, особенно, связанные с
проектированием современного пилотажно-навигационного
оборудования и связанного с ним
прицельного комплекса, высокая
стоимость развертывания подобной
системы. Хотя работы по системе Ту-135
были прекращены, однако многие
наработки, особенно концептуального
характера, полученные в ходе
проектирования, были использованы в
более поздних разработках КБ, в
частности, при работах по Ту-22М и Ту-160.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-135 |
Размах крыла, м |
34.80 |
Длина, м |
50.70 |
Высота, м |
10.70 |
Площадь крыла, м2 |
417.00 |
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
175000 |
максимальная взлетная |
205000 |
Тип двигателя |
4 ДТРДФ НК-6 |
Тяга нефорсированная, кгс |
4 х 23500 |
Максимальная скорость , км/ч |
3000 |
Крейсерская скорость, км/ч |
2650 |
Практическая дальность, км |
|
на сверхзвуковой скорости |
7800-8000 |
максимальная (с М 1) |
10000 |
с одной дозаправкой (с М 1) |
12000 |
на дозвуковой скорости (920 км/ч) |
12000-13000 |
с одной дозаправкой (с М 1) |
14000-15000 |
на малых высотах |
6000 |
Практический потолок, м |
19000-22000 |
Экипаж, чел |
|
Вооружение: |
4-6 КР Х-22, 2-4 КР Х-45, 2-4 баллистические ракеты, 4-6 УР
"воздух-воздух", бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|