Весь период после создания Ту-144 АНТК им. А.Н.Туполева. вместе с ведущими
отраслевыми научными центрами (такими,
как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ) не прекращали
проработок по СПС второго поколения.
Эти работы состоят из общего
проектирования самолета, разработки его
составных частей, а также научно-исследовательских
и экспериментальных работ по созданию
новых материалов, покрытий,
технологических процессов. Опыт по
созданию Ту-144 широко использовался при
разработке Ту-244, а в 1993 г. два Ту-144Д
переоборудуются под летающие
лаборатории в рамках работ по СПС
второго поколения. В виду отсутствия
финансирования, работы по созданию Ту-244
остались на стадии исследования, а
летающая лаборатория Ту-144 приняла
участие в совместной программе США и
России по летным исследованиям в
интересах разработки технологий для
создания сверхзвукового пассажирского
самолета нового поколения (HSCT).
Межправительственным
соглашением, подписанным в июне 1993 года,
предусмотрено использование
переоборудованного Ту-144Д в качестве
летающей лаборатории для изучения
вопросов аэроакустики и аэроупругости,
создания базы данных по тепловому
состоянию силовой установки на больших
скоростях, отработки вопросов
устойчивости и управляемости, оценки
влияния земной поверхности на взлетно-посадочных
режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не "Конкорда")
был сделан благодаря его большей
максимальной скорости полета, наличия
убираемого ПГО и, вероятно, меньшей
стоимости аренды.
Для осуществления
шестимесячной программы летных
испытаний Авиационный научно-технический
комплекс (АНТК) имени А.Н.Туполева
предоставило летающую лабораторию -
самолет Ту-144Д (выпущен в 1981 году, имел
налет 82 ч 40 мин, бортовой номер - 77114),
оборудованный системой аварийного
покидания в полете и способный принять в
свободный от кресел салон значительный
объем измерительной аппаратуры. Он был
выбран из 4 Ту-144, сохранившихся в
пригодном для полетов состоянии.
Радикальной переделке подвергнута
силовая установка. Вместо двигателей РД-36-51А
конструкции П.А.Колесова на Ту-144ЛЛ
установлены форсированные ТРДД НК-32-1,
применяемые на стратегическом
бомбардировщике Ту-160. Это повысило его
скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации
экспериментальных данных и параметров с
целью подтверждения летной годности
самолета на нем установлена новая
система регистрации данных "Дамьен".
Самолет буквально напичкан
температурными датчиками и датчиками
давления, трения обшивки, аппаратурой
для измерения параметров пограничного
аэродинамического слоя.
Финансирование программы
осуществляется корпорацией "Боинг"
при содействии компаний "МакДоннелл
Дуглас" (недавно объединившейся с "Боингом"),
"Рокуэлл", "Пратт энд Уитни" и
"Дженерал электрик", а также
Национальным аэрокосмическим
агентством США. Хотя стоимость
программы возросла с 9 до 14 миллионов $,
программа Ту-144ЛЛ - всего лишь небольшая
часть из $440 миллионного контракта NASA с
Boeing и McDonnell Douglas по HSR (High Speed Research -
высокоскоростным исследованиям).
17 марта 1996 года на летно-испытательной
базе АНТК имени А.Н.Туполева в Жуковском
состоялась торжественная выкатка Ту-144ЛЛ.
На митинге в честь этого события
выступили заместитель председателя
Госкомоборонпрома Анатолий Братухин,
посол США в России Томас Пикеринг,
генеральный директор АНТК имени А.Н.Туполева
Валентин Климов, главный конструктор
Александр Пухов, вице-президент
корпорации Рокуэлл - Норт Америкен Лесли
Лэкман, директор отдела НАСА Луи Дж.
Вильямс и другие почетные гости.
Летным испытаниям
предшествовали наземные на специальных
стендах, позволившие получить большое
количество данных о работе двигателей,
необходимых для разработки силовых
установок будущего.
К осени 1997 г. была выполнена
серия из восьми полетов в широком
диапазоне скоростей и высот (М>2, h>17 км).
Затем последовали еще десять (всего
намечалось -32). Пилотировали летающую
лабораторию летчики-испытатели АНТК им.
Туполева и ЛИИ им. Громова. В сентябре 1998
на Ту-144ЛЛ выполнили в ЛИИ 3 оценочных
полета 2 летчика-исследователя НАСА.
В июне 1999 АНТК имени Туполева
и американская фирма "Боинг"
успешно завершили программу совместных
исследований на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ
по созданию перспективного
сверхзвукового пассажирского самолета.