Уголок неба ¦ Туполев Ту-144ЛЛ

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная экспериментальные
   Ту-144ЛЛ
       
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 1996
Тип: Самолет - летающая лаборатория
  ЛТХ     Доп. информация
   


Весь период после создания Ту-144 АНТК им. А.Н.Туполева. вместе с ведущими отраслевыми научными центрами (такими, как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ) не прекращали проработок по СПС второго поколения.  Эти работы состоят из общего проектирования самолета, разработки его составных частей, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ по созданию новых материалов, покрытий, технологических процессов. Опыт по созданию Ту-144 широко использовался при разработке Ту-244, а в 1993 г. два Ту-144Д переоборудуются под летающие лаборатории в рамках работ по СПС второго поколения. В виду отсутствия финансирования, работы по созданию Ту-244 остались на стадии исследования, а летающая лаборатория Ту-144 приняла участие в совместной программе США и России по летным исследованиям в интересах разработки технологий для создания сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения (HSCT).

Межправительственным соглашением, подписанным в июне 1993 года, предусмотрено использование переоборудованного Ту-144Д в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не "Конкорда") был сделан благодаря его большей максимальной скорости полета, наличия убираемого ПГО и, вероятно, меньшей стоимости аренды.

Для осуществления шестимесячной программы летных испытаний Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) имени А.Н.Туполева предоставило летающую лабораторию - самолет Ту-144Д (выпущен в 1981 году, имел налет 82 ч 40 мин, бортовой номер - 77114), оборудованный системой аварийного покидания в полете и способный принять в свободный от кресел салон значительный объем измерительной аппаратуры. Он был выбран из 4 Ту-144, сохранившихся в пригодном для полетов состоянии. Радикальной переделке подвергнута силовая установка. Вместо двигателей РД-36-51А конструкции П.А.Колесова на Ту-144ЛЛ установлены форсированные ТРДД НК-32-1, применяемые на стратегическом бомбардировщике Ту-160. Это повысило его скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации экспериментальных данных и параметров с целью подтверждения летной годности самолета на нем установлена новая система регистрации данных "Дамьен". Самолет буквально напичкан температурными датчиками и датчиками давления, трения обшивки, аппаратурой для измерения параметров пограничного аэродинамического слоя.

Финансирование программы осуществляется корпорацией "Боинг" при содействии компаний "МакДоннелл Дуглас" (недавно объединившейся с "Боингом"), "Рокуэлл", "Пратт энд Уитни" и "Дженерал электрик", а также Национальным аэрокосмическим агентством США. Хотя стоимость программы возросла с 9 до 14 миллионов $, программа Ту-144ЛЛ - всего лишь небольшая часть из $440 миллионного контракта NASA с Boeing и McDonnell Douglas по HSR (High Speed Research - высокоскоростным исследованиям).

17 марта 1996 года на летно-испытательной базе АНТК имени А.Н.Туполева в Жуковском состоялась торжественная выкатка Ту-144ЛЛ. На митинге в честь этого события выступили заместитель председателя Госкомоборонпрома Анатолий Братухин, посол США в России Томас Пикеринг, генеральный директор АНТК имени А.Н.Туполева Валентин Климов, главный конструктор Александр Пухов, вице-президент корпорации Рокуэлл - Норт Америкен Лесли Лэкман, директор отдела НАСА Луи Дж. Вильямс и другие почетные гости. 

Летным испытаниям предшествовали наземные на специальных стендах, позволившие получить большое количество данных о работе двигателей, необходимых для разработки силовых установок будущего.

К осени 1997 г. была выполнена серия из восьми полетов в широком диапазоне скоростей и высот (М>2, h>17 км). Затем последовали еще десять (всего намечалось -32). Пилотировали летающую лабораторию летчики-испытатели АНТК им. Туполева и ЛИИ им. Громова. В сентябре 1998 на Ту-144ЛЛ выполнили в ЛИИ 3 оценочных полета 2 летчика-исследователя НАСА.

В июне 1999 АНТК имени Туполева и американская фирма "Боинг" успешно завершили программу совместных исследований на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ по созданию перспективного сверхзвукового пассажирского самолета.






 ЛТХ:
Модификация   Ту-144ЛЛ
Размах крыла, м   28.80
Длина, м   65.70
Высота, м   12.85
Площадь крыла, м2   507.00
Масса, кг  
  пустого самолета   85000
  максимальная взлетная   20000
Тип двигателя   4 ДТРДФ НК-32-1
Тяга нефорсированная, кгс   4 х 25500
Максимальная скорость , км/ч   2500
Практическая дальность, км   4000
Практический потолок, м   18897
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ту-144ЛЛ (c) NASA
 Ту-144ЛЛ
 Ту-144ЛЛ (c) Вячеслав Бабаевский
 Ту-144ЛЛ (c) Михаил Лисовский
 Ту-144ЛЛ (c) NASA
 Ту-144ЛЛ
 Ту-144ЛЛ (c) NASA
 Ту-144ЛЛ (c) NASA
 Ту-144ЛЛ (c) NASA
 Кабина пилотов Ту-144ЛЛ

  Схемы:

 Ту-144ЛЛ

 Варианты окраски:

 Ту-144ЛЛ     (c) Андрюс Врашинскас

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2002-04. А.Совенко. Потерянная эпоха Ту-144
Самолеты мира 1996-03. Проект "Ту-144ЛЛ"
Крылья Родины 1997-09. А.Пухов. Ту-144ЛЛ: курс - XXI век
Nasa.gov. High-Speed Research - The Tu-144LL
Russianplanes.net. Ту-144ЛЛ


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: