Работы по глубокой модернизации авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата на базе самолета Ту-128 и тупиковое положение с проектированием самолета-носителя для нового комплекса Ту-138 потребовали от ОКБ поиска новых неординарных путей в развитии линии дальних тяжелых истребителей-перехватчиков. В частности, практически одновременно с началом проектирования
дальнего ракетоносца с крылом изменяемой стреловидности "самолета 145", в ОКБ началось проектирование авиационного комплекса дальнего перехвата, в основе которого должен был лежать тяжелый
истребитель-перехватчик с крылом изменяемой стреловидности.
Проектирование нового комплекса, получившего по ОКБ обозначение самолет "148" (Ту-148), начались в 1965 году. Осенью 1965 года в ОКБ определились с основными характеристиками комплекса,
его назначением и модификационными возможностями с учетом новой конфигурации самолета-носителя. Применение крыла изменяемой стреловидности в полете в сочетании с двумя ТРД ВД-19Р2 позволяли
решить многие противоречия предыдущих однорежимных проектов и значительно расширить возможности тактического применения самолета. Ожидалось получить в конфигурациях максимальной и большой
стреловидности скорости при полетах на высотах 50-100 м - 1400 км/ ч и на высотах 16000-18000 м - 2500 км/ч и практическую дальность на этой скорости - 2500 км и при полетах на высотах 50-500 м
на скоростях 1400 км/ ч - 570 км, на скорости 1000 км/ч -1850 км. При стреловидности крыла соответствующей крейсерскому полету на дозвуке обеспечивалась дальность 4800 км. В случае применения
дозаправки топливом в полете показатели по дальности, в зависимости от режима полета, увеличивались на 30-40%. Взлетно-посадочные характеристики, даже с увеличением взлетной массы Ту-148 до
55-60 тонн (для Ту-128 - 43 тонны) , получались значительно лучше чем у Ту-128: длина разбега 800 м и возможность использования с аэродромов третьего класса и грунтовых ВПП (для Ту-128 - 1350 м
и второй класс соответственно). Помимо функций дальнего истребителя-перехватчика Ту-148, мог использовать с учетом соответствующего переоборудования: для обнаружения и нарушения воздушных
транспортных перевозок в оперативном тылу противника - самолет-"рейдер"; для обеспечения ПВО надводных кораблей на больших удалениях от их баз; как носитель ракет класса "воздух-земля"
различного назначения, в том числе и с пассивными ГСН для поражения наземных РЛС и самолетов ДРЛО; разведчика радиотехнических средств; маловысотного и высотного фоторазведчика; тактического
бомбардировщика носителя ядерных и обычных бомб, а также штурмовика, вооруженного НУРС и пушками для действий в зонах с относительно слабой ПВО сухопутных войск и против небольших кораблей.
Фактически речь шла о создании многоцелевого самолета. Второй "изюминкой" проекта, кроме крыла изменяемой в полете стреловидности, определившем лицо проекта и во многом его компоновочные
решения, стало предложение использовать на Ту-148 комбинированную теплорадиолокационную систему управления оружием "Смерч-100", включавшая в себя радиолокационную станцию квазинеприрывного
излучения с диаметром зеркала антенны 2,0 м (антенна с фазированной антенной решеткой), аппаратуру теплового канала обнаружения и сопровождения целей, сопряженную с РЛС, цифровую БЦВМ и
радиолокационные антенны бокового обзора. Разработчики системы "Смерч-100" обещали обеспечить дальность обнаружения воздушных целей типа Ту-16 при атаке из передней полусферы до 300-350 км,
дальность обнаружения при боковом поиске до 600 км, дальность обнаружения целей теплопеленгатором на попутных курсах до 100 км. Система "Смерч-100" должна была обеспечивать пуск и управление
ракетами в режиме поиска с дальности 250 км при атаке из передней полусферы. По тем временам подобные характеристики смотрелись на грани фантастики и могли бы в случае успешного создания системы
на долгие годы решить проблемы с дальними авиационными комплексами перехвата. На первом этапе планировалось оснастить комплекс ракетами К-100 с комбинированной теплорадилокационной ГСН с
различными типами боевых частей с дальностью пуска 80 км, в дальнейшем, поскольку возможности системы "Смерч-100" это позволяли, имелась возможность переходить на ракеты воздух-воздух" с большей
дальностью. Система вооружения давала возможность осуществлять перехват и уничтожение целей летящих на высотах от 50 м до 32000-35000 м со скоростями от 500 до 4000 -4500 км/ч. Комплекс
бортового оборудования включал самые современные функциональные системы, в том числе: систему траекторного управления; комплекс ПНО, обеспечивающий автономную навигацию; бортовую единую
автоматическую систему приема информации о различных типах целей, команд с пунктов управления, наведения и передачи информации другим самолетам; систему низковысотного полета. Все вооружение и
целевое оборудование при различных вариантах тактического использования размещалось в фюзеляжном" грузоотсеке. Многоцелевое использование Ту-148 предполагало быстрый переход с одного варианта на
другой в условиях эксплуатации. Грузоотсек со сменными модулями рассчитывался на следующие варианты загрузки: четыре ракеты К-100; одна Х-22 или две Х-28, или четыре К-100П; аппаратура
радиотехнической разведки "Булат" или "Сабля", или "Вираж"; АФА типа "Алмаз", ПАФА и АФА-42/20 плюс дополнительный топливный бак или АФА-42/20, два АФА-54 и АФА-45; две тактические ядерные бомбы
или контейнеры с НУРС, или с авиационными пушками и боекомплектом. В варианте дальнего барражирующего перехватчика комплекс Ту-148-100 мог обеспечить на дозвуке рубеж перехвата 2150 км, на
скорости 2500 км/ ч - до 1000 км и на комбинированном режиме - до 1700 км; время барражирования на рубеже 1300 км до 2 часов, а на 500 км - до 4 часов, что давало возможность надежно прикрыть
сравнительно небольшими силами и средствами северные и восточные районы страны. В случае удачи проекта, ПВО могло получить в высшей степени эффективную систему. Проект имел высшую степень
насыщения суперсовременным оборудованием и это было его самым слабым местом, учитывая уровень развития радиоэлектронной промышленности в СССР в 60-е годы. Подобный комплекс реально мог
появиться, при самых благоприятных условиях, как минимум лет через десять. Что и подтвердилось на практике: значительно более простой и менее эффективный комплекс на основе системы "Заслон"
увидел свет только в 70-е годы. Направление на создание многоцелевой машины, способной выполнять функции и перехватчика, и фронтовой ударной машины, было не в русле основного направления
развития отечественных ВВС, которые, в отличие от американских ВВС, стремились всегда иметь на вооружение несколько типов самолетов, узкоцелевого назначения, а не многоцелевую боевую машину. В
результате всех этих факторов проект Ту-148, в данной конфигурации, не вызвал интереса у ВВС и не получил развития.
Работы по Ту-148 оживились во второй половине 60-х, когда начались работы над новой системой вооружения "Заслон" с ракетами К-33 (дальность обнаружения 110-115 км, дальность пуска 80 -90 км), со
структурой построения и функциональностью близкой к системе "Смерч-100", но имевшей значительно более скромные возможности и, соответственно, более реальной. Решено было отказаться от идеи
создания для ВВС многоцелевого самолета и полностью сосредоточиться на дальнем комплексе перехвата, оборудованного современным оборудованием, которое могла дать наша промышленность. Работы по
Ту-148 рассматривались теперь, как дальнейшая модернизация Ту-128. Расширение боевых возможностей и повышение эффективности комплекса по сравнению с Ту-128С-4 достигалось за счет улучшения
летных и тактико-технических характеристик, обеспечивавших снижение минимальной высоты полета перехватываемых целей с 8 км до 0,05 км, обеспечение перехвата маловысотных целей на фоне земли,
перехвата малоразмерных целей (ракет воздушного базирования), расширение диапазона скоростей перехватываемых целей в передней полусфере с 2000 км/ ч до 3500 км/ч и в задней - с 1250 км/ ч до
2300-2400 км/ч, увеличение высоты перехватываемых целей с-21000 м до 26000-28000 м, повышение помехозащищенности комплекса, обеспечение одновременной атаки двух целей, обеспечение групповых
действий, увеличение эффективности полуавтономных и автономных действий, увеличение дальности и продолжительности полета, улучшение взлетно-посадочных характеристик, улучшение разгонных
характеристик, введение дополнительных элементов автоматизации основных этапов полета. Модификация самолета-носителя должна была идти за счет замены двигателей АЛ-7Ф-2 на более мощные РД-36-41,
доработок фюзеляжа, переделки воздухозаборников и их каналов, установки нового крыла с изменяемой в полете стреловидностью с предкрылками и двухщелевыми внутренними закрылками, усиления
конструкции шасси и внедрения нового типа колес, введения элеронно-интерцепторного управления и автомата устойчивости пути, внедрение системы траекторного управления и т.д. Предполагалось, что в
модифицированном виде самолет сможет эксплуатироваться с тех же аэродромов, что и Ту-128. Проект ОКБ представило командованию авиации ПВО страны. Новый комплекс получил поддержку Главкома
авиации ПВО Кадомцева. В ОКБ развернулись работы по проектированию самолета и комплекса. Подготовили полноразмерный макет Ту-148. Макет несколько раз осматривал заказчик. В мае 1968 года в
авиационной катастрофе на одном из первых Е-155П гибнет Кадомцев. Новое руководство авиации ПВО делает ставку на модернизацию под систему "Заслон" серийного перехватчика МиГ-25П, начинаются
работы по Е-155МП с "Заслоном", прототипа будущего серийного МиГ-31. Формально новое командование авиации ПВО от проекта Ту-148 какое-то время не отказывается, все-таки речь шла о контактах с
крупнейшей и авторитетнейшей в стране авиационной фирмой и с ее Генеральным конструктором А.Н.Туполевым, мнение и слово которого много стоили. Поступают несколько иначе: к самолету-носителю
выставляются дополнительные требования, которые во многом шли в разрез с основной концепцией самолета и комплекса (одним из таких требований стал пункт по значительному улучшению маневренных
характеристик Ту-148 на небольших высотах). Андрей Николаевич лично сам, а также его ближайшие коллеги настойчиво пытались добиться перелома отношения к Ту-148 и принятия официального
постановления по комплексу, выделения денег на дальнейшее проектирование, но все было тщетно. В начале 70-х годов работы по комплексу пришлось окончательно свернуть. В дальнейшем ОКБ больше не
занималось тематикой специализированных тяжелых самолетов-носителей для дальних комплексов перехвата ПВО. Все работы в ОКБ этом направлении в дальнейшем ограничивались лишь рассмотрением
технических предложений по созданию дальних тяжелых истребителей-перехватчиков класса "рейдер" на основе Ту-144Д и Ту-22М (проекты комплексов дальнего перехвата ДП-1 и ДП-2), но эти работы не
вышли из стадии первоначального обсуждения проектов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-148 |
Размах крыла, м |
25.60 |
Длина, м |
32.50 |
Высота, м |
7.50 |
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
60000 |
топлива |
21800 |
Тип двигателя |
2 ТРД РД36-41 |
Тяга нефорсированная, кгс |
2 х 16000 |
Максимальная скорость , км/ч |
2500 |
Практическая дальность, км |
4600 |
Боевой радиус действия, км |
1656 |
Практический потолок, м |
17000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
4 УРВВ К-33 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|