Конвертоплан Bell V-280 Valor разрабатывается компанией Bell Helicopter. Он
был впервые официально представлен публике в 2013 году во время выставки в
Форт-Уэрт в Техасе. Первый полет нового конвертоплана запланирован на 2017 год.
Программа армии США JMR-TD направлена на разработку летательных аппаратов с
вертикальным взлетом, которые в будущем смогут заменить вертолеты Boeing AH-64
Apache и Sikorsky UH-60 Blackhawk, находящиеся на вооружении американской армии.
При этом разработка инженеров компании Bell Helicopter претендует на звание "конвертоплана
третьего поколения". Новый конвертоплан разрабатывается с учетом накопленного
опыта проектирования и эксплуатации машин первого поколения, к которым относят
конвертопланы XV-3 и XV-15, и последовавших за ними конвертопланов BA609 и V-22
Osprey, относящихся уже ко второму поколению данных летательных аппаратов.
На сегодняшний день армия США является единственным в мире эксплуатантом
конвертопланов. На вооружении Корпуса морской пехоты и ВВС США сегодня находится
единственный серийно выпускающийся конвертоплан Bell V-22 Osprey. Данный
летательный аппарат создавался на протяжении 30 лет инженерами компаний Bell и
Boeing, начало эксплуатации - 8 декабря 2005 года. По данным на 2016 год в США
было выпущено чуть более 300 конвертопланов данного типа, подавляющая их часть
находится на вооружении Корпуса морской пехоты США, еще 46 конвертопланов Bell
V-22 Osprey числятся за Командованием специальных операций ВВС США.
Единственным иностранным заказчиком данного конвертоплана стала Япония, которая
оформила заказ на поставку MV-22B Block C в 2015 году. Первые 5 летательных
аппаратов по контракту от 2015 года должны быть переданы Силам самообороны
Японии после июня 2018 году. Их планируется использовать для обороны отдаленных
островов. В первую очередь тех, на которые претендует Китай. Помимо самих
конвертопланов Япония приобрела также сопутствующее оборудование, в том числе
современный бортовой электронный комплекс обороны, таким образом, японские
вооруженные силы получат конвертопланы в "уникальной конфигурации". Сообщается,
что первый построенный для армейской авиации Сухопутных сил самообороны Японии
транспортно-десантный конвертоплан MV-22B приступил к наземным испытаниям в
августе 2017 года. Его фотографии были сделаны на территории сборочного центра
компании Bell в Амарилло, там же, где позднее сняли новинку американской
авиационной промышленности - Bell V-280 Valor.
Конвертопланы - это специальные летательные аппараты, которые объединяют в себя
возможности вертолета и самолета. Они представляют собой машины с поворотными
движителями (чаще всего винтовыми), которые на взлете и посадке работают как
подъемные, а в полете начинают работать - как тянущие. При этом необходимая для
горизонтального полета подъемная сила обеспечивается крылом самолетного типа.
Чаще всего двигатели на конвертопланах поворачиваются вместе с винтами, однако
на некоторых поворачиваемыми являются лишь винты. Именно такая схема с
поворачивающимися винтами была использована на американском конвертоплане
третьего поколения V-280 Valor. Авторство нового конвертоплана принадлежит
компании Bell, которая, по всей видимости, провела глубокую доработку своего
предыдущего проекта - конвертоплана V-22 Osprey. Основными преимуществами данных
летательных аппаратов являются их более высокая скорость и дальность полета по
сравнению с обычными вертолетами, которая сравнима с самолетами. При этом они
сохраняют возможность совершать взлет и посадку с крайне ограниченных по
площади, в том числе неподготовленных площадок, а также в состоянии на время
зависать в воздухе.
Как отмечают представители компании Bell, конвертоплан нового поколения V-280
Valor создан с учетом всех последних требований современной войны. У него была
существенно повышена скорость и дальность полета. По некоторым данным
максимальная скорость полета конвертоплана составит примерно 560 км/ч
(крейсерская скорость с сайта производителя - 520 км/ч). Помимо всего прочего
инженеры компании Bell предусмотрели возможность активной эксплуатации модели в
условиях экстремальных температур окружающего воздуха. В конечном итоге им
удалось еще дальше продвинуться на пути создания гибрида, объединяющего в себе
скорость самолета и способность зависать в небе на одном месте, присущую всем
современным вертолетам.
В отличие от своего предшественника V-22 Osprey, винты которого в полете могли
наклоняться вместе с двигателями, двигатели нового конвертоплана V-280 Valor
прочно зафиксированы в горизонтальном положении, в результате этого переход
между вертолетным и самолетным режимами полета осуществляется при помощи наклона
одних лишь винтов. При этом конструкторы использовали на модели V-280 крыло
прямой стреловидности (в отличие от обратной на V-22 Osprey). Более того крыло
будет производиться как цельная деталь (композитная панель) с использованием
современной технологии Large Cell Carbon Core. Данное решение позволит уменьшить
вес конструкции, а также снизить производственные затраты. Помимо всего прочего
применяемая технология позволяет также быстро выявлять дефекты, которые могут
возникнуть во время эксплуатации летательного аппарата. В конечном итоге базовая
модель нового конвертоплана V-280 не будет иметь сложного механизма
складывающегося крыла, который был реализован на морской версии конвертоплана
V-22. Одновременно с этим представители компании Bell отмечают, что посадочная
зона новинки будет сопоставима по площади с посадочной зоной вертолетов
UH-60/UH-1Y.
Фюзеляж нового конвертоплана будет выполнен из композитных материалов. В этом
плане новая модель продолжает идеи, заложенные еще в Bell V-22 Osprey, в котором
с целью уменьшения массы конструкции разработчики широко использовали различные
композиты (примерно 70% от массы всего аппарата). К особенностям модели Bell
V-280 Valor можно отнести также V-образное хвостовое оперение и систему
управления "fly-by-wire" (система дистанционного управления рулями (воздушного
судна) с помощью электроприводов) с тройным дублированием каналов. Массивное
V-образное хвостовое оперение, по расчетам разработчиков, обеспечит машине
стабилизированный полет в самолетном режиме, а также поможет несколько снизить
эффективную площадь рассеивания конвертоплана.
Конвертоплан Bell V-280 Valor оснащен роторами с фиксированными в горизонтальном
положении мотогондолами, данное решение устраняет опасность при выходе
десантников через боковые двери, а также облегчает им ведение огня с борта
конвертоплана во время подхода к цели и посадки на местности. Помимо всего
прочего, такая конструкция также снизит технический риск, устраняя необходимость
сертификации двигателя под различными углами его наклона. Специалисты компании
Bell уверены в том, что скос воздушного потока их новой модели будет находиться
на промежуточном уровне между предыдущим конвертопланом V-22 и обыкновенными
вертолетами.
Новая модель конвертоплана не случайно получила обозначение Bell V-280.
Маркировка "V" в названии указывает на возможность совершения вертикального
взлета и посадки, а цифра 280 - на крейсерскую скорость модели в узлах (около
520 км/ч). Экипаж транспортной версии может состоять из 4 человек, при этом
конвертоплан сможет перевозить и до 14 военнослужащих в полной экипировке.
Боковые двери шириной около 1,8 метра могут быть использованы десантниками не
только для входа и выхода, погрузки снаряжения и грузов, но и для ведения огня
из бортовых пулеметов или из личного стрелкового оружия.
Ранее в сети появлялась информация о том, что компания Bell Helicopter
представит американским военным две версии своего нового конвертоплана:
транспортный с вместимостью до 14 человек и четырех членов экипажа, и ударный,
предназначенный для замены вертолета АН-64 Apache, с тем же фюзеляжем.
Сообщается, что ударная версия конвертоплана сможет нести оружие не только на
крыльевых пилонах, но и во внутренних отсеках. Под носовой частью конвертоплана
может быть установлена пушка или устройство для дозаправки летательного аппарата
в воздухе. Наличие двух разных версий конвертопалана подтверждается и рендерами,
которые размещены на официальном сайте компании Bell Helicopter.