После трех лет участия в слетах EAA к Берту Рутану обращались с просьбами продать
кит-наборы VariViggen, но он отказывался брать деньги вперед, работая над
технологией изготовления набора минимальной трудоемкости и проектируя новый
самолет. В результате появились VariViggen, модель 32SP с трехслойными
обшивками, и VariEze - совершенно новая "утка", которая буквально очаровала
тысячи пилотов во всем мире. Рутан спроектировал этот самолет буквально за 3,5
месяца, с февраля по май 1975 г., а появление его на слете в Oshkosh сегодня
сравнивают с революцией в Fly-in. Берт начал продавать чертежи VariEze за 125
долларов, и с момента первой продажи получил к концу 1976 г. на строительство
своих самолетов 750 тыс. долларов! Такому успеху способствовали не только
участие в слетах и статья Джека Кокса (Jack Cox) в журнале "Sport Aviation", но
и распространение ежеквартального информационного бюллетеня (задолго до
появления Интернета) нескольким тысячам подписчиков.
В 1976 г. Рутан смог
заплатить первую зарплату Гэри Моррису, оставил семье всего 8 тыс. долларов, а
остальные деньги вложил в производство и разработку новых самолетов. Цифра 13
оказалась вполне удачной для Берта. Всего за полвека самостоятельной
конструкторской деятельности он разработал 46 различных летательных аппаратов, и
практически каждый из них был уникальным, непохожим на другие. Очевидно, что
хронологическое описание всех этих разработок по отдельности в журнале сделать
сложно. Поэтому в дальнейшем я объединю разные проекты в группы и попытаюсь
рассказать о них коротко, чтобы показать хотя бы диапазон творчества Рутана. При
этом должен заметить, что некоторые самолеты сложно отнести к какой-то одной
группе. В частности, это относится к двухфюзеляжным самолетам, которые могут
быть отнесены и к разным группам по расположению несущих поверхностей.
Если на разработку VariViggen было затрачено не менее пяти лет, то второй свой
самолет, VariEze, модель 31, Рутан построил в рекордный срок: продумал его
концепцию в 1974 г., а в мае 1975 г. уже взлетел прототип с двигателем
Volkswagen мощностью 62 л.с. С этим мотором брат Рутана Дик вылетел на слет в
Ошкош и преодолел расстояние 2636 км за 13 часов 8 минут 45 секунд, затратив на
перелет всего 40 галлонов бензина (чуть более 150 л, 5,69 л/100 км!). Самолет
вызвал восторг американцев. В итоге только за четыре года после появления
прототипа было продано 4500 комплектов, около 2000 самолетов были в стадии
сборки и 300 построено к 1980 г.
В 1985 г. продажи кит-наборов были прекращены,
а в эксплуатации к тому времени оставалось около 800 самолетов. По данным NTSB,
в период с 1975 по 2005 годы из 800 самолетов авиационные происшествия были на
130, в том числе 46 самолетов потеряны в катастрофах. Если пересчитать
количество катастроф на 1000 самолетов, то в целом показатель для VariEze в 30
раз ниже по сравнению со средним показателем в АОН США, что
подтверждает большую безопасность "утки" по сравнению с другими самолетами.
VariEze стал своеобразным эталоном "утки". В дальнейшем на его базе Рутан и
другие конструкторы разработали целый ряд удачных самолетов.
Особенности VariEze, ставшие классикой современной "утки": стреловидное крыло
большого удлинения с большим корневым наплывом и винглеты на законцовках крыла,
прямое переднее горизонтальное оперение (ПГО) большого удлинения. Винглеты, или
крылышки Уиткомба, которые впервые применил Рутан на легких самолетах, сегодня
используются очень широко. В "утках" они выполняют две функции: служат в
качестве килей с рулями направления и способствуют уменьшению индуктивного
сопротивления, а иногда их используют как воздушные тормоза. Угол установки ПГО
и его профиль обеспечивают VariEze предупреждающий срыв потока на ПГО, что дает
возможность пилоту перейти на меньшие углы атаки и избежать срыва в опасные
режимы всего самолета. "Утка" Рутана имела минимальную площадь смачиваемой
поверхности и минимальные потери на балансировку, поэтому при одинаковой
мощности силовой установки с аналогами нормальной схемы могла летать с более
высокими скоростями и преодолевать при том же запасе топлива большие расстояния.
VariEze по максимальной массе наиболее близок к современным ультралайтам. Но в
середине 70-х не было самолетов с двигателем мощностью 100 л.с. (на большинстве
VariEze установлены Continental 0-200-B), способных разгоняться до 314 км/ч и
пролетать без дозаправки почти 1400 км (табл. 1). VariEze летал вдвое дальше по
сравнению с VariViggen!
В конструкции VariEze впервые было использовано комбинированное шасси: основные
опоры на рессоре фиксированные, носовая опора - убираемая. Причем передняя
стойка складывалась на стоянке, чтобы обеспечить удобную посадку в кабину. Как
уже было отмечено, на прототипе был установлен автомобильный двигатель
Volkswagen.
Он оказался ненадежным, поэтому со второго экземпляра на большинстве самолетов
использовали сертифицированный авиационный мотор Continental O-200-B, на
некоторых устанавливали двигатели Franklin. На первых самолетах для управления
по тангажу и крену использовали элевоны, в дальнейшем для управления по крену
применяли элероны, а по тангажу - рули высоты.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
VariEze |
Размах крыла, м |
6.76 |
Длина, м |
4.32 |
Высота, м |
1.50 |
Площадь крыла, м2 |
4.98 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
263 |
максимальная взлетная |
476 |
Тип двигателя |
1 ПД Continental
O-200-B |
Мощность, л.с. |
1 х 100 |
Максимальная скорость , км/ч |
314 |
Крейсерская скорость , км/ч |
266 |
Практическая дальность, км |
1368 |
Скороподъемность, м/мин |
486 |
Практический потолок, м |
7625 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|