25 ноября 2020 года австралийская компания AMSL Aero представила новый электрический
ЛА вертикального взлета и посадки Vertiia, созданный в сотрудничестве с Сиднейским университетом и компанией Mission Systems.
Австралийская компания AMSL Aero намерена создать наиболее эффективный и конкурентоспособный eVTOL-аппарат для междугородних перелетов. Аэротакси
стартапа - Vertiia - полагается на запатентованную конструкцию роторов и крыльев и использует водород в качестве основного источника энергии. По
заявлениям разработчиков, в будущем такая система позволит совершить перелет из Мельбурна в Сидней - на расстояние около 880 километров - менее чем за
три часа.
Vertiia был разработан в сотрудничестве с Сиднейским университетом и специалистами по автономным
технологиям из Mission Systems. Конструкционно это мультикоптер с восемью большими роторами, установленными по четыре на двух балках - одной в носу
аппарата и второй - в хвостовой части. Винты роторов могут отклоняться вертикально при взлете и приземлении, а также горизонтально - в режиме полета.
Комбинация из восьми лопастей обещает быстрый разгон до 300 км/ч при сравнительно небольшом весе самого аппарата в районе 500 килограмм (без учета пяти
пассажиров). Разработчик смог добиться таких показателей за счет отказа от полностью электрической системы в пользу водородных баллонов - газообразное
топливо под давлением не занимает много места, но обеспечивает достаточно энергии для перелетов на расстояние до 1000 километров. Первое время после
внедрения eVTOL полет будут контролировать пилоты-люди, а в будущем AMSL рассчитывает интегрировать в свои аппараты автопилот.
Vertiia выделяется уникальным дизайном: сочетание коробчатой и векторной опор, а также крылья, которые наклоняются вместе с подпорками. По словам
соучредителя AMSL Aero Эндрю Мура, конструкторы сделали гибрид поворотного крыла и наклоняющегося винта, весомым преимуществом которого является
фиксированная конструкция и плоская поверхность, обеспечивающая хорошую подъёмную силу. Кроме того, она делает самолет намного легче и устойчивее перед
порывами ветра, а также перед эффектом "амбарной двери".
"Коробчатое крыло позволяет достичь такой же
аэродинамической эффективности, как крыло, размах которого был бы в 2 раза больше. Таким образом, мы можем достичь того же отношения подъемной силы к
лобовому сопротивлению, как у самолета с вдвое большим размахом крыльев", - отметил Эндрю Мур.
Коробчатые
крылья не получили особой популярности из-за так называемого флаттера (flutter) - сочетание подъема, опускания и скручивания крыла во время полета,
которое может привести к поломке и последующему крушению. Как утверждает представитель AMSL Aero, инженеры добились того, чтобы крылья не дрожали,
будучи очень гибкими, даже на большой скорости.
В интервью New Atlas основатель AMSL Aero Эндрю Мур
рассказал, что на первом этапе Vertiia будет тестироваться с аккумуляторными блоками. Прототип не нуждается в большом запасе хода, а временный отказ от
сотрудничества с поставщиками водорода позволит сэкономить средства для серийного производства. Кроме того, компания хочет начать с партнерских проектов
со службами быстрого реагирования - в AMSL считают, что таким образом Vertiia быстрее докажет свою эффективность и будет сертифицирован государственными
регуляторами.
Vertiia использует стандартные аккумуляторы с плотностью 220 Вт/кг, каждый из которых
обеспечивает дальность полета до 250 км. Сейчас конструкторы ищут способы заменить их или совместить с водородным топливом, чтобы пролетать до 1000 км с
тем же весом, что и аккумуляторы, а также значительно снизить стоимость эксплуатации. Есть несколько компаний, уже работающих над созданием водородных
силовых установок мощностью более кВт/кг. Одна из главных проблем водородных двигателей связана именно с безопасностью, однако создатели Vertiia обещают
провести все необходимые тесты и максимально защитить людей на борту.
При этом AMSL не сомневается в том,
что переход от аккумуляторов к водородным баллонам будет быстрым и безболезненным. Среди потенциальных партнеров Мур выделил компании HyPoint, PowerCell,
Hyzon и Intelligent. Один из этих производителей водорода может стать главным поставщиком экологически чистого топлива для Vertiia в ближайшем будущем.
Сейчас AMSL готовится к первым испытаниям Vertiia, после чего стартап перейдет к сертификации аэротакси по нескольким международным стандартам. В первую
очередь компания планирует получить летную лицензию в Австралии, а затем - на территории США. Если тестирование и процесс оформления документов пойдут
по плану, AMSL сможет запустить первые коммерческие рейсы с Vertiia уже в 2024 году.
Модель eVTOL рассчитана
на пилота и 4-х пассажиров. Кроме того, по заказу австралийской армии компания работает над модификацией для санитарной авиации, предусматривающая
пилота, медика и одного пациента. Самолет должен будет доставлять больных и раненных из отдаленных районов Австралии в больницу. Сейчас доставлять
пациентов вертолетами слишком дорого, а в случае с самолетами их необходимо дополнительно везти из аэропортов в медучреждение -
eVTOL должны исправить эту ситуацию и доставлять людей напрямую к месту назначения.