В Советском Союзе до перестройки считалось, что первым в мире реактивным лайнером был Ту-104, а за рубежом -английский DH-106"Комета". Наконец, во времена гласности
автоматически пальма первенства перешла к "Комете". Но почему-то никто не удосужился проверить, так ли это было на самом деле.
Однако первым реактивным пассажирским самолетом стал английский "Виккерс" 618 "Викинг" (зарегистрированный как G-AJPN), взлетевший
6 апреля 1948-го с аэродрома в местечке Вислей ( командир экипажа Саммер). Спустя три месяца, 25 июля самолет совершил памятный перелет из Лондона в Париж через пролив Ла-Манш по
маршруту открытому Луи Блерио в 1909-м. Расстояние в 22 мили между Кале и Дувром Блерио пролетел за 37 минут. "Викинг" же за 34 мин. и 7 сек. пролетел 218 миль со средней скоростью
613,3 км/ч, что было рекордным достижением для пассажирских самолетов. По этому историческому для авиации маршруту мечтал пролететь еще в 1928-м на реактивном самолете с ракетным
твердотопливным двигателем пионер астронавтики Макс Валье.
На реактивный "Викинг" устанавливались двигатели "Роллс-Ройс" "Нин".
Линию "Викинга" продолжил военно-транспортный "Вайкаунт" 663 с ТРД, осуществивший первый полет в марте 1950-го. Это был второй прототип "Вайкаунта". На нем стояли два ТРД "Тэй"
Р.Та1 с центробежным компрессором тягой по 2835 кгс, созданные "Роллс-Ройсом" совместно с "Пратт-Уитни" как модернизация двигателя "Нин".
Реактивные пассажирский "Викинг" и военно-транспортный "Вайкаунт" не имели никаких перспектив, в отличие от турбовинтового варианта "Вайкаунта", взлетевшего несколько месяцев
спустя после реактивного "Викинга" и ставшего первым пассажирским самолетом с ТВД. Если на линиях большой и средней протяженности самолеты с ТРД и ТВД эксплуатировались в общем-то
на равных, то на линиях малой протяженности машины с ТВД до сих пор занимают господствующее положение. "Нин Викинг" был 107-м планером пассажирского самолета
VC-1.
После окончания испытаний его законсервировали (о том, чтобы помесить самолет в музей тогда не думали), а спустя некоторое время экономные англичане установили на него
винтомоторную установку вместо ТРД и самолет долетывал ресурс как обычный "Викинг"1 Б.
"Викинг" можно считать первым реактивным пассажирским самолетом с большой натяжкой. Он был, скорее, летающей лабораторией, на которой исследовались вопросы эксплуатации
самолетов с ТРД. А первым реактивным лайнером все же стала "Комета".