В 1940-1950-х годах Армия США проявляла активный интерес к летательным
аппаратам с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой (V/STOL). Одной из
компаний, с которыми в рамках этих поисковых работ были заключены контракты,
стала фирма "Boeing Vertol", предложившая Vertol Model 76 (с 1960 года - Boeing
Vertol Model 76), ставший первым в мире летательным аппаратом, в котором была
реализована концепция поворотного крыла (такие аппараты часто именуются
винтокрылами). На нем был установлен один двигатель Avco Lycoming YT53-L-1,
вращавший два трехлопастных воздушных винта, установленных на передней кромке
поворотного крыла. Для более эффективного управления при полете на малых
скоростях в хвостовой части были размещены дополнительные воздушные винты малого
диаметра. Конструктивно VZ-2 представлял собой аппарат с открытым фюзеляжем, он имел шасси
с хвостовым колесом и отличался пилотской кабиной вертолетного типа. В
центральной части располагалось поворотное крыло, двигатель и трансмиссия. При
взлете крыло поворачивалось вертикально вверх, создавая подъемную струю воздуха,
а после достижения безопасной высоты возвращалось в нормальное положение, чтобы
VZ-2 мог совершать горизонтальный полет. Хвостовое оперение - Т-образной формы,
с большой площадью киля.
Единственный экземпляр самолета (серийный номер 56-6943)
Model 76 совершил первый полет в апреле 1957 года, а первое успешное испытание с
переходом от вертикального полета к горизонтальному и обратно прошло 23 июля
1958 года. Программа испытаний VZ-2A (после внесения усовершенствований аппарат
получил обозначение VZ-3A) проводилась совместно Армией США и НАСА, а в 1960-х
годах его передали в исследовательский центр НАСА.
Конструкция.
СВВП Vertol VZ-2 (фирменное обозначение Vertol Model 76) имеет очень
простую конструкцию. По компоновке он представляет моноплан с
высокорасположенным крылом, одним ГТД и трехопорным шасси. Фюзеляж
самолета фирменной конструкции, частично закрыт обшивкой. В носовой
части фюзеляжа размещена кабина летчика со сферическим фонарем от
вертолета Белл 47. Крыло прикреплено к фюзеляжу на шарнирах и под
действием гидравлических силовых цилиндров может поворачиваться на 90°.
Крыло имеет цельнометаллическую конструкцию. Форма крыла в плане
прямоугольная. Профиль сечения крыла NACA 4415 с увеличенной кривизной
носка. Относительное удлинение крыла К=5. Крыло снабжено закрылками и
элеронами. Оперение Т-образное, со сравнительно большим килем с рулем
направления и управляемым стабилизатором. Профиль сечения стабилизатора
NACA 0012. Силовая
установка. Сверху фюзеляжа установлен один ГТД Avco Lycoming YT53-L-1
мощностью 825 л.с, который через систему трансмиссии приводит во
вращение два воздушных винта, установленных в гондолах на крыле, и два
рулевых винта в хвостовом оперении. Сопло ГТД несколько отклонено вбок,
чтобы вертикальное оперение находилось в стороне от потока газов.
Воздушные винты диаметром 2,9 M трехлопастные, имеют лопасти
прямоугольной формы в плане с геометрической круткой. Шасси
неубирающееся, трехопорное, с хвостовой опорой.
Система управления. В кабине установлены обычные вертолетные органы
управления: ручка, рычаг "шаг-газ" и педали путевого управления. Число
приборов по сравнению со стандартным оборудованием вертолета Белл 47
увеличено. Управление поворотом крыла осуществляется летчиком с помощью
специального рычажка, установленного на ручке управления. В
горизонтальном полете самолет Vertol VZ-2 управляется с помощью обычных
аэродинамических рулей. Система управления выполнена таким образом,
чтобы на всех режимах летчик управлял самолетом одними и теми же
рычагами. При вертикальных режимах поперечное управление осуществляется
дифференциальным изменением тяги винтов; для продольного и путевого
управления используются два рулевых четырехлопастных винта диаметром
0,61 м, установленных в киле и стабилизаторе и приводимых во вращение с
помощью механической трансмиссии от ГТД.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
VZ-2 |
Размах крыла, м |
7.60 |
Длина, м |
8.05 |
Высота, м |
3.15 |
Диаметр несущих винтов, м |
2.90 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1128 |
нормальная взлетная |
1443 |
Тип двигателя |
1 ТВД Lycoming YT53-L-1 |
Мощность, л.с. |
1 х 845 |
Максимальная скорость , км/ч |
340 |
Практическая дальность, км |
210 |
Практический потолок, м |
4200 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|