В 1957 году Транспортное управление армии США (United States Army Transporation Corps) объявило тендер на постройку летательного аппарата,
известного как "летающий джип" - легкий аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. Ряд фирм ответили на это
брожение умов своими проектами летающих платформ. Одним из них был Curtiss-Wright VZ-7 (или VZ-7AP).
Контракт на создание двух прототипов компания Curtiss-Wright's Santa Barbara
Division получила в этом же году. Уже в середине 1958 два аппарата с серийными номерами 58-5508
и 58-5509 были поставлены заказчику. Авиастроители попытались максимально полно выполнить требования клиента - создать простую, даже на грани
примитивизма, конструкцию, легкую в починке и обслуживании, перевозимую в кузове грузовика или на минимально модифицированной платформе.
Аппарат отличался удивительно простой конструкцией - прямоугольный фюзеляж, позади установлен турбовальный двигатель Turbomeca Artouste IIB на 430 л.с. (по
другим данным - 425 л.с.), впереди сидение пилота, посредине топливные баки (дабы выработкой топлива центровку не нарушать), баки со смазкой и агрегаты системы
управления. По обе стороны фюзеляжа вынесены 4 винта изменяемого шага (так как двигатель один, то рулить изменением оборотов винтов было бы сложно, а вот шаг
винта менять - почему бы и нет).
Изначально винты были прикрыты защитными дугами (как на некоторых моделях квадрокоптеров), но по некоторым причинам от
них позже отказались (видать пытались по максимуму облегчить конструкцию). Иные источники говорят не о защитных дугах (как на фото), а о
полноценных кольцевых каналах, профилированных для повышения тяги (тут уже кроме облегчения конструкции можно и о снижении сопротивления при горизонтальном
полете думать ища причины модификации). Кроме изменения тяги винтов аппарат рулил так же газовыми рулями, помещенными в выхлоп двигателя (путевое управление).
Машина отлично управлялась, легко взлетала, устойчиво висела, и выполняла горизонтальный полет. Однако выполняла она его необычайно медленно - больше чем 51
км/ч из аппарата выжать так и не удалось, невзирая на все ухищрения и модификации. Практический потолок в 61 метр при такой скорости
делал аппарат крайне уязвимым для вражеского огня. Помимо того, что пропеллеры ничем не были защищены и представляли собой серьезную угрозу для пилота и
обслуживающего персонала Но главное - летно-технические характеристики «аэроджипа» не устроили военных и в 1960 году дальнейшая
разработка VZ-7 была прекращена, а оба прототипа были возращены компании-разработчику.
Один из экземпляров VZ-7 сохранился по наши дни и находится в запасниках музея United States Army Aviation Museum в Fort Rucker, Alabama.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
VZ-7 |
Длина, м |
5.18 |
Высота, м |
2.84 |
Ширина, м |
4.88 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
771 |
нормальная взлетная |
953 |
Тип двигателя |
1 ТВаД Turbomeca Artouste IIB |
Мощность, л.с. |
1 х 425 |
Максимальная скорость , км/ч |
51 |
Крейсерская скорость, км/ч |
40 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
61 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|