Канадская фирма "Авро Эркрафт" с 1955 г. начала проводить исследования
реактивного вертикально взлетающего аппарата с круглым дискообразным корпусом и
устройством для образования воздушной подушки при взлете. Предполагалось, что
такая схема АВВП, с приводимыми от ТРД подъемными вентиляторами, предложенная в
1947 г. английским конструктором Джоном Фростом, благодаря использованию
воздушной подушки потребует при взлете меньшей энерговооруженности, чем для
обычных реактивных СВВП. Кроме того, отбрасываемый вентилятором воздушный поток,
смешиваемый с газами ТРД и используемый для образования воздушной подушки, будет
иметь значительно меньшие скорость и температуру, чем у ТРД, что должно
упростить эксплуатацию такого АВВП. Поэтому разработкой АВВП фирмы "Авро Эркрафт"
заинтересовались ВВС и армия США, принявшие участие в финансировании
исследований Следует отметить, что схема АВВП с дискообразным несущим корпусом и
расположенным в нем вентилятором была предложена ак. Б. Н. Юрьевым еще в 1921
г., схема приведена в разделе "Россия. Исследования винтовых СВВП".
В 1959 г. по объединенному контракту армии и ВВС США была завершена постройка
экспериментального АВВП с дискообразным корпусом, получившего официальное
обозначение VZ-9V и название "Аврокар" и более известного под названием "Флаинг
Сосэр" (летающее блюдце). Первые испытания на привязи АВВП VZ-9V начал
проходить 5 декабря 1959 г., совершая непродолжительные полеты, и вскоре был
передан для испытаний на базу ВВС им. Эдвардса. Первый взлет с переходом к
горизонтальному полету был совершен 17 мая 1961 г.
Разработка АВВП VZ-9V под руководством Джона Фроста и его испытания велись в
обстановке большой секретности, поэтому по нему публиковалась крайне
ограниченная информация. Вероятно, необычайная форма АВВП и отсутствие
официальных сведений об испытаниях, проводившихся в 1961 - 1962 гг., вызвали в
этот период интенсивные публикации о полетах неопознанных летающих объектов (НЛО)
в виде "летающих блюдец". В 1962 г. разработка АВВП VZ-9V была прекращена.
Последние проведенные испытания АВВП VZ-9V "Аврокар" показали, что он не
обладает достаточной устойчивостью, кроме того, постоянно возникавшие неполадки
в работе его силовой установки и системы управления послужили причиной
прекращения его испытаний, несмотря на разрекламированные перспективы его
применения.
Принципиальным отличием экспериментального АВВП VZ-9V "Аврокар" было то, что он
мог не только летать подобно самолету на большой высоте, но и передвигаться
вблизи земли на воздушной подушке. Аппарат имел круглый дискообразный корпус, в
центре которого был установлен вентилятор. Всасываемый им воздух по системе
каналов направлялся к одноконтурному кольцевому соплу, проходящему по периферии
аппарата.
Подъемная сила при висении или движении АВВП VZ-9V вблизи земли создавалась,
во-первых, благодаря воздушной подушке, образующейся при истечении воздуха из
кольцевого сопла, а во-вторых, в результате действия так называемого эффекта Коанда, который обычно проявляется при истечении воздуха из сопла над
профилированной поверхностью: создаваемое разрежение приводит к появлению
подъемной силы. В АВВП VZ-9V при протекании воздуха через сопло вследствие эжекции производилось отсасывание воздуха с верхней поверхности корпуса аппарата,
что приводило к разрежению на ней и созданию дополнительной подъемной силы.
Воздух эжектировался через кольцевую щель на верхней поверхности корпуса
аппарата. Центральный вентилятор диаметром 1,52 м имел привод от тихоходной
турбины, приводимой во вращение потоком газов, вытекающим из сопл трех ТРД
Континентал J69-T9 с тягой по 420 кгс или эквивалентной мощностью по 1000 э.л.с.
Для создания горизонтальной силы тяги кольцевая воздушная завеса может
отклоняться с помощью поворотных рулей в кольцевом сопле.
Переход АВВП от движения на воздушной подушке над землей к свободному полету
происходил следующим образом: АВВП разгонялся над землей на воздушной подушке до
такой скорости, что его дискообразный корпус создавал подъемную силу,
достаточную для поддержания в воздухе, а затем и для его подъема. При этом
кольцевая струя, свертываясь, превращалась в плоскую пелену, а вытекающий из
кольцевого сопла воздух создавал горизонтальную тягу.
Построенный экспериментальный АВВП VZ-9V "Аврокар" предназначался для полетов с
дозвуковой скоростью, поэтому он имел закругленный носок круглого крыла и
кольцевой воздухозаборник по периметру крыла для входа эжектируемого потока
воздуха. Круглый дискообразный корпус диаметром 5,5 м имел эллиптический профиль
с относительной толщиной 20% и кривизной 2%. Характеристики АВВП VZ-9V не были
опубликованы, хотя указывалось, что он может иметь максимальную скорость 480 км/ч.
Фирмой "Авро Эркарфт" был спроектирован также сверхзвуковой вариант АВВП
подобного типа, у которого крыло должно было иметь острую кромку и
модифицированную систему забора эжектируемого воздуха. Такой аппарат отличался
конструктивной компактностью и мог иметь сравнительно небольшую массу; его
конфигурация с круглым крылом рекламировалась как оптимальная для полетов на
малых высотах с большими скоростями, при условии, что будет решена проблема
устойчивости.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
VZ-9V |
Диаметр диска, м |
5.50 |
Высота, м |
1.07 |
Площадь крыла, м2 |
23.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1361 |
нормальная взлетная |
2522 |
Тип двигателя |
3 ТРД
Continental J69-T9 |
Тяга, кгс |
3 х
420 |
Максимальная скорость (расчет.) , км/ч |
480 |
Реальная скорость , км/ч |
56 |
Практическая дальность (расчет.), км |
1061 |
Дальность,
км |
127 |
Практический потолок (расчет.), м |
3048 |
Высота полета, м |
0.91 |
Экипаж, чел |
2+1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|