Осенью 2023 года Wisk Aero, дочерняя компания Boeing по производству электрических летающих такси, провела первые публичные демонстрационные полеты воздушного
аппарата Wisk, полностью электрического четырехместного самолет-такси eVTOL, предназначенного
для автономного управления воздушным движением (AAM). Компания Wisk начинала свою деятельность как Zee Aero в 2010 году, а затем объединилась с Kitty Hawk
Corporation. Когда команда осознала потенциал своего электрического воздушного такси 5-го поколения, было принято решение выделить самолет и команду в отдельную
компанию под названием Wisk. Аэрокосмический гигант Boeing вложил средства в этот проект и стал инвестором Wisk. Первый прототип Wisk 1-го
поколения был испытан в 2011 году.
Во время демонстрационного полёта аэротакси 5-го полления Wisk Aero совершало вертикальные подъёмы и посадки, крутилось на месте и сменяло горизонтальное движение на
вертикальное и обратно. Всё это выглядело бы ещё более впечатляюще, если бы подобные манёвры совершал прототип 6-го поколения с передними поворотными винтами (электродвигателями).
У прототипа 5-го поколения винты жёстко закреплены на балках, и оценить аэродинамику воздушного судна в процессе смены ориентации двигателей возможности нет.
Тем не менее, даже в таком виде прототип летает и интересно маневрирует, за чем любопытно следить и, следует ожидать, подобных видео будет всё больше и больше.
Аппрат Wisk 5-го поколения имеет размахом крыльев 50 футов (15.24 м), он имеет 12-пропеллерную конструкцию,
вытянутую над ним для взлета, с наклоном переднего ряда для обеспечения тяги во время горизонтального полета. Четырехлопастные задние опоры отключаются и
блокируются во время полета, чтобы уменьшить лобовое сопротивление, в то время как пятилопастные переходные передние опоры больше, чем раньше, и имеют пять
лопастей. Крылья и стрелы также были подняты над пассажирским салоном для повышения безопасности и снижения шума в салоне.
Сейчас компания работает над самолетом 6-го поколения, который получит автономные функции. Ожидается, что он будет вмещать четыре пассажира и багаж,
сможет пролететь до 144 километров на одном заряде, иметь автономные возможности и заряжаться всего за 15 минут. Согласно заявленным
характеристикам, летательный аппарат способен развивать скорость 120 узлов (222 км/ч) в пределах 760 - 1250 метров над уровнем моря.
Поколение 6 улучшает качество обслуживания пассажиров за счет интеграции дизайна интерьера, созданного по образцу автомобиля. Пассажиры могут выбирать между
любованием пейзажем, продуктивным занятием или просто отдыхом благодаря отличной видимости, просторной планировке, удобным сиденьям и инструментам повышения
производительности, таким как Wi-Fi и зарядка. При запланированной цене в $3 с пассажира за милю, самолет Generation 6 предназначен для
обслуживания любых клиентов.
В дополнение к цене Wisk сделала доступность важнейшим компонентом своего подхода к проектированию. В самолете 6-го поколения предусмотрены различные
элементы доступности, начиная от входа и выхода для людей с разным уровнем мобильности и заканчивая пользовательскими интерфейсами, которые легко адаптируются к
тем, кто страдает от нарушений слуха, зрения и других заболеваний. Wisk - один из немногих участников рынка, для которого обслуживание столь разнообразных
пассажиров является главным приоритетом.
Согласно правилам FAA, авиационные компании должны пройти три типа сертификации, прежде чем запускать коммерческий сервис: сертификацию типа, подтверждающую,
что самолет соответствует всем стандартам конструкции и безопасности FAA, сертификацию производства, позволяющую начать производство самолёта и сертификацию
авиаперевозчика, обеспечивающую компании «зелёный свет» на официальное предоставление коммерческих услуг воздушного такси.
Предполагается, что такой самолёт будет взлетать и совершать посадку на площадки так называемых вертипортов (аэропорт для аппаратов с вертикальным взлётом и
посадкой), расположенных на крышах зданий. Для управления аппаратом будет использоваться система автопилота под наблюдением пилота-человека, находящегося в
диспетчерской.
Стартап планирует запустить службу воздушного такси в течение следующих пяти лет. Согласно его прогнозу, в будущем сервис сможет выполнять 14 млн рейсов
ежегодно примерно на 20 основных рынках по всему миру. Отметим, что на данный момент, несмотря на множество демонстрационных полётов, в мире нет электрических
самолётов на коммерческих линиях.