Единственным зарубежным экранопланом,
нашедшим практическое применение, стал Х-114, созданный немецкой
компанией Rhein-Flugzeugbau GmbH (RFB). Его идеологом был
специалист в области аэродинамики Александр Липпиш (Alexander Lippisch), начавший работать в этом
направлении вскоре после окончания Второй мировой войны. Появлению Х-114
предшествовало несколько моделей, в том числе и натурных, испытанных на море.
В частности, в начале 1960-х американская компания Collins Radio построила и
испытала экраноплан Х-112. Затем, в 1970 году был создан Х-113 и в 1978-м-Х-114.
Амфибия Х-114, рассчитанная на перевозку пяти пассажиров или 460 кг грузов, была
выполнена по классической самолётной схеме с треугольным крылом, вершина
которого обращена в сторону хвостовой части. Большой отрицательный угол
поперечного V несущей поверхности способствовал созданию во время разбега
динамической воздушной подушки, облегчавшей отрыв от воды.
Небольшая грузоподъёмность определила и малый размах крыла - 9 метров. На
экраноплане использовался поршневой двигатель мощностью 205 л.с. с пропеллером в
кольцевом канале. Скорость аппарата не превышала 200 км/ч. Согласно рекламным
данным, с максимальной коммерческой нагрузкой при запасе топлива в 100 кг его
дальность достигала 1000 км. Взлётная масса аппарата составляла 1350 кг.
Во время испытаний, проходивших на Балтийском море, Х-114 пролетел расстояние в
2000 км с крейсерской скоростью 150 км/ч. По мнению зарубежных специалистов,
Х-114 мог эксплуатироваться на Балтийском море в течение 290 дней в году, а на
Северном - 210 дней.
Позже аппарат был модифицирован - были установлены подводные крылья, что должно
было обеспечить более короткую взлетную дистанцию. Данная модификация получила
обозначение X-114H. Отличные результаты, полученные в отношении двигателя
Lycoming, были с успехом использованы компанией RFB на самолетах обычной
конструкции.