В экспериментальных целях ВВС США заказали фирме "Bell" разработку одного
самолета вертикального взлета, обозначив его X-14 (внутрифирменное название
Model 68). Самолет предназначался только для проведения испытаний на малых
скоростях. Чтобы сократить время разработки и затраты широко использовались
компоненты от других машин: крыло, элероны и части неубирающегося трехколесного
шасси позаимствовали у Beech Model 33 Bonanza, а хвостовую часть - у Beech Model
45 Mentor. Их установили на новый фюзеляж, применили также два несъемных
топливных бака на пилонах под внутренней частью крыла с обеих сторон фюзеляжа.
Кабину пилота выполнили открытой. Использовали два ТРД Armstrong Siddeley ASV.8 Viper тягой 6,94 кН. Они
устанавливались в самой передней части машины. Стандартные реактивные сопла
заменили парой устройств отклонения вектора тяги, позволявших направлять поток
газов вниз для вертикального взлета, а затем отклонявшихся назад, чтобы ускорять
самолет для полета на крыле. Процесс посадки выполнялся в обратном порядке. На
режимах взлета и посадки управление по крену и тангажу осуществлялось соплами,
располагавшимися на законцовках крыла и хвостовой части. Для этого использовался
воздух, отбираемый от компрессоров двигателей. Первый полет на висение X-14 выполнил 17 февраля 1957 года, а 24 мая 1958 года
была завершена полная программа перехода в горизонтальный полет и обратно.
Вскоре ВВС приняли X-14 и позднее передали в HACA, где решили, что машине не
хватает мощности. X-14 к 1961 году переоборудовали в X-14A с двумя ТРД General
Electric J85-GE-5 тягой 11,92 кН. Самолет вернули на фирму "BELL"для проведения
доработок, а в 1971 году установили два J85-GE-19 - получился X-14B.
Одновременно установили программируемый компьютер, позволявший записывать
параметры полета, бортовых систем и соответствующие им действия ручного
управления, для использования в будущих СВВП. X-14B использовался в данной роли до серьезного повреждения при посадке 29 мая
1981 года, после чего самолет восстановлению не подлежал. Далее разработку проекта не продолжали, хотя в дальнейших планах было создание
X-14C с закрытой кабиной и убирающимся шасси, а также учебного СВВП X-14T.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
X-14B |
Размах крыла, м |
10.30 |
Длина, м |
7.92 |
Высота, м |
2.68 |
Площадь крыла, м2 |
16.68 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1439 |
максимальная взлетная |
1936 |
Тип двигателя |
2 ТРД General Electric J85-GE-19 |
Тяга,кгс |
2 х 1370 |
Максимальная скорость , км/ч |
276 |
Практическая дальность, км |
483 |
Практический потолок, м |
5485 |
Экипаж |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|