После проведения первой серии испытаний самолетов Х-1 фирма Bell совместно с Национальным координационным комитетом по авиации NАСА и ВВС США
приступила в 1949 г. к проектированию самолета для исследования аэродинамических и термодинамических явлений при полетах с М
= 3. При этом предполагалось, что по мере совершенствования самолета он сможет достигать
высоты в диапазоне 30-60 км, когда во второй
половине полета тяга двигателя будет больше
веса самолета Первый опытный образец Х-2
был построен в 1952 г, и после выполнения нескольких планирующих
полетов в 1953 г (носителем являлся самолет
Boeing В-50) был осуществлен его облет с работающим
двигателем. Однако 12 мая 1953 г во время заправки топливных баков опытного самолета в воздухе,
когда Х-2 находился еще в бомбоотсеке В-50,
произошел взрыв (погибли два члена экипажа
самолета-носителя, подготавливавшие Х-2
к самостоятельному полету), самолет вспыхнул
и сгорел в воздухе. Эта катастрофа прервала исследования до конца 1955 г.
Второй экземпляр самолета был построен лишь в 1955 г, и его облет с работающим двигателем
состоялся в ноябре. Позже, 25 июля 1956 г., была достигнута рекордная скорость в горизонтальном
полете 3360 км/ч, а в начале сентября 1956 г. - высота 38 430 м. Второй опытный образец постигла
участь первого 27 сентября 1956 г. произошла катастрофа, причины которой так и не
удалось установить.
Х-2 представляет собой моноплан классической схемы с низкорасположенным стреловидным ( ~ 40°)
крылом, имеющим острую переднюю кромку. Крыло оснащено носовыми щитками, расположенными
приблизительно на 2/5 длины передней кромки,
а также обычными элеронами, снабженными
триммерами. Стабилизатор - стреловидный,
управляемый, а киль - прямой, с рулем направления.
Фюзеляж (длиной около 12м) в центральной части имеет форму, близкую к цилиндрической, а передняя
и хвостовая части-конусообразную. На верхней и нижней поверхностям
фюзеляжа находятся два больших продольных
обтекателя, которые закрывают коммуникации
и оборудование системы управления, а также
выпускаемую во время приземления лыжу (в
первом опытном образце). Крыло и оперение
выполнены из нержавеющей стали, а фюзеляж -
из легированной молибдено-никелевой стали.
Поскольку Х-2 стартует в воздухе с оборудованного соответствующим образом бомбардировщика
Boeing В-50, шасси Х-2 предназначено лишь для посадки и рассчитано на небольшие
нагрузки. У первого экземпляра самолета шасси
состояло из одноколесной передней стойки
и лыжи, выполняющей роль колеса главного
шасси. Во втором опытном экземпляре использовались уже две лыжи, которые
при необходимости убирались в крыло.
Предназначение самолета для полетов на больших скоростях и высотах потребовало разработки
безотказного и безопасного способа катапультирования пилота в случае аварии.
В своем выборе конструкторы остановились на
варианте отделения всей кабины от самолета. Кабина имела
теплоизоляционное покрытие и стационарное переднее остекление, состоящее из
двух стекол. Стекла не только сохраняли свои
свойства до температуры 540 °С, но и поглощали
инфракрасные лучи. В целях уменьшения солнечного нагрева конструкции и увеличения интенсивности теплоотвода в
окружающую среду самолет покрашен в белый цвет.
В самолете использован восьмикамерный ракетный двигатель
XLR-25-CW-1 фирмы Curtiss-Wright с максимальной тягой ~71,10
кН. Двигатель был оснащен насосами для подачи топлива
(этиловый спирт и жидкий кислород), а также
оборудованием для запуска, выключения и регулирования тяги двигателя
во время полета. Емкость топливных баков обеспечивала работу
двигателя в течение 2,3-6,0 мин.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
X-2 |
Размах крыла, м |
9.76 |
Длина, м |
13.40 |
Высота, м |
4.13 |
Площадь крыла, м2 |
24.30 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7300 |
нормальная взлетная |
11200 |
максимальная взлетная |
13000 |
Тип двигателя |
1 РД Curtiss-Wright XLR-25-CW-1 |
Тяга нефорсированная, кН |
1 х 71.10 |
Максимальная скорость , км/ч |
3360 |
Динамический потолок, м |
38430 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|