Х-22А фирмы Bell Aircraft
Corporation - еще один конвертоплан с четырьмя поворотными винтами,
который иллюстрирует эволюцию таких летательных аппаратов. X-22 с вертикальным
взлетом был разработан для проведения исследований в полете с использованием
поворотных канальных движителей. Традиционный фюзеляж имел расположенные в
задней части короткие крылья, на передней кромке каждого из которых размещались
каналы. Управляющие поверхности элеронов находились в турбулентном потоке
воздуха от трехлопастного винта Hamilton Standard диаметром 2,13 м. Винты
по рекомендации ученых-аэродинамиков были помещены в кольцевые кожухи. Это
нововведение позволило заметно увеличить статическую тягу (следовательно,
уменьшить диаметр пропеллеров), сами кожухи, как оказалось, повышали подъемную
силу. Носовые рули,
установленные с каждого борта фюзеляжа непосредственно за кабиной пилотов, имели
аналогичные каналы и рулевые поверхности.
Вместо двух двигателей на Х-22А были
установлены 4 двигателя YT58-GE-8D мощностью 1250 л.с. (918,7 кВт) фирмы General
Electric, попарно в корневой части каждого крыла. Каждый
из двигателей приводил в движение один воздушный винт, но они были связаны для
надежности перекрестной трансмиссией.
По выданному военно-морской авиацией и сухопутными силами США заказу было
построено два таких аппарата. Как и в случае с Х-19, управление аппаратом при
полете с малыми скоростями осуществлялось за счет изменения тяги винтов при
изменении угла установки лопастей, но эффективность воздушных винтов была
существенно повышена благодаря тому, что они находились в кольцевых каналах .
Дополнительное улучшение управляемости аппарата было достигнуто путем установки
элевонов в спутной струе воздушных винтов.
Первый
самолет X-22A поднялся в воздух 17 марта 1966 года,
совершив четыре вертикальных взлета до
высоты 7,62 м. После повреждения гидросистемы в результате жесткой
посадки 8 августа 1966г. ремонт самолета
был признан экономически
нецелесообразным. Второй образец
самолета совершил первый полет 26 января
1967 года и успешно довел программу до конца.
После этого он был передан фирме Cornell Aeronautical Laboratory, где участвуя в различных
испытаниях до 1988 года, он налетал 110 часов. В этот
период самолет совершил 185 полетов по
полной программе, 400 вертикальных
взлетов и посадок, и примерно 200 взлетов
и посадок с укороченной дистанцией. В последствии он занял своем место в
экспозиции Niagara Aerospace Museum в Нью-Йорке.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
X-22A |
Размах крыла, м |
11.96 |
Длина самолета, м |
12.06 |
Высота самолета, м |
6.30 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4763 |
максимальная взлетная |
8020 |
Тип двигателя |
4 ГТД General Electric YT58-GE-8D |
Мощность, л.с. |
4 x 1250 |
Максимальная скорость, км/ч |
410 |
Крейсерская скорость, км/ч |
343 |
Практическая дальность, км |
712 |
Практический потолок, м |
8475 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2008
|