Некоторые из высокоразвитых стран занимаются интенсивной разработкой
собственных систем вооружений, которые поступают в распоряжение их собственной
армии или армий стран-союзников. Другие страны предпочитают закупать системы
вооружений, разработанные первыми странами, направляя сэкономленные средства на
другие государственные программы. Япония с этой точки зрения занимает
промежуточную позицию, на вооружении авиации Сил самообороны Японии стоят как
собственные самолеты Mitsubishi F-2s, так и американские F-15, которые уже
начинают морально устаревать. В деле создания истребителя пятого поколения
Япония решила пойти по собственному пути, и после почти десяти лет разработки
первый опытный прототип этого самолета вскоре совершит свой первый полет.
Mitsubishi ATD-X (Advance Technology Demonstrator-X), получивший кодовое имя Shinshin (Дух), представляет собой испытательный и демонстрационный стенд для
всевозможных технологий и ультрасовременной японской авиационной электроники, авионики. Одноместный самолет ATD-X имеет длину 14.5 метров и размах крыльев
около 9 метров, при таких габаритах этот самолет является уменьшенной копией
будущего реального истребителя пятого поколения. Тем не менее, внутри прототипа ATD-X установлены одни из самых совершенных на Земле наборов средств управления
полетом.
Большинство систем, разрабатываемых для истребителя пятого поколения, находятся
еще в стадии разработки или глубоко засекречены японским правительством. Но по
крохам имеющейся информации будущий истребитель будет обладать двигателями с
регулируемым вектором тяги, что позволит увеличить маневренность самолета и
управляемость при движении на небольших скоростях. Несмотря на малые габариты,
двигатели самолета ATD-X невероятно мощны.
"Мощность двигателей IHI прототипа ATD-X вызывает удивление. Они обеспечивают на
50 процентов большую тягу, нежели двигатели General Electric F414,
устанавливаемые на самолетах BoeingF/A-18E/F Super Hornet. Одного такого
двигателя могло быть достаточно для обеспечения летных характеристик прототипа ATD-X, сопоставимых с характеристиками истребителя F-15, но возможности двух
двигателей IHI позволят самолету ATD-X соответствовать всем требованиям,
предъявляемым к истребителям пятого поколения" - пишет издательство Aviation
Week.
Согласно некоторым слухам все системы управления самолета ATD-X будет
использовать технологии оптических коммуникаций, при помощи которых можно
передавать с высокой скоростью колоссальные объемы информации по оптическим
кабелям. Кроме этого, оптические каналы не подвержены воздействию
электромагнитных импульсов и ионизирующего излучения. В дополнение к
многофункциональной системе Multifunction RF Sensor, позволяющей использовать
два типа методов радиоэлектронного подавления систем противника, все покрытие
самолет будет состоять из миниатюрных активных антенн, представляющих собой
активную стелс-технологию. Взаимодействие радиоволн, падающих на поверхность
самолета с радиоволнами, излучаемыми активными антеннами позволит управлять
"невидимостью" будущего истребителя в весьма широких пределах.
Но самой инновационной системой будущего истребителя является система
самовосстановления Self-Repairing Flight Control Capability. "Нервная система"
датчиков этой системы будет пронизывать всю конструкцию и все узлы самолета, при
помощи информации, собираемой этими датчиками, система будет в состоянии
обнаружить и идентифицировать любой сбой, любую неисправность или повреждение, и перекалибровать систему управления для того, чтобы можно было сохранить
максимально возможный в данных условиях контроль над летательным аппаратом.
ATD-X будет использовать РЛС с АФАР, разработанную Mitsubishi Electronics. Утверждается, что эта РЛС сравнима с новейшей
американской AN/APG-81 (устанавливается на F-35), может динамически
переключаться между диапазонами частот C и Ku и имеет встроенные возможности
радиоэлектронной борьбы
Согласно планам, первый испытательный полет прототипа ATD-X будет проведен позже
в этом году. И если все пойдет согласно задуманному, то производство японского
собственного истребителя пятого поколения F-3 начнется приблизительно в 2027
году.
28 марта 2012 года на заводе Tobishima Plant компании Mitsubishi Heavy
Industries началась сборка полномасштабного перспективного технологического
демонстратора ATD (Advanced Technology Demonstrator) для полномасштабных
структурных испытаний. Изготовление ATD производится по контракту с Минобороны
Японии, по которому самолёт будет использован для проведения лётных испытаний и
отработки передовых, в том числе "стелс", технологий для
будущих японских истребителей.
28 января 2016 года Mitsubishi продемонстрировала первый лётный прототип X-2 Shinshin, а свой первый полёт
демонстратор совершил 22 апреля 2016 года.
Демонстратор технологий является уменьшенной версией проектируемого истребителя.
По этой причине в конструкцию прототипа не заложены внутренние отсеки
вооружения. Предположительно, по своим размерам F-3, который возьмет множество
технологий у Shinshin, будет по своим размерам сопоставим с F-15J.