Уголок неба ¦ Boeing X-32 JSF

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная экспериментальные
   X-32 JSF
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 2000
Тип: Перспективный многоцелевой истребитель
  ЛТХ     Доп. информация
   


X-32 JSF (Joint Strike Fighter) - перспективный ударный истребитель разрабатываемый  для нужд ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании американской фирмой Boeing. В консорциум Boeing входят Raytheon Systems Co, Pratt &Whitney, Rolls-Royce, Messier-Dowty, Marconi Electronic Systems and Flight Refuelling Ltd. Самолет предназначается для замены F-16, A-6, F-14, F-18, Sea Harrier. Разрабатываемый самолет имеет обозначение Х-32А  в варианте для ВВС, и Х-32В в варианте Корпуса Морской пехоты. Самолеты испытываются с ТРД Pratt & Whithey SE614, являющимся развитием F119, используемым для F-22 Raptor. 

Работы по программе JSF начались в ноябре 1996 года. В 1998 году построены два прототипа для оценки. Выбор прототипа для дальнейшего развития назначен на 2001 год. Предполагаемый год принятия на вооружение - 2008. Все истребители проектируются в трех вариантах наземного истребителя для ВВС (1763 самолетов), палубного истребителя для ВМС (480) и истребителя с коротким взлетом и вертикальной посадки для Корпуса Морской пехоты (609) и Королевского флота Великобритании (60 самолетов с ВВП).

18 сентября 2000 года  X-32A JSF совершил первый взлет. Двадцатиминутный перелет с заводского аэродрома на испытательную базу ВВС Эдвардс открыл новый этап в сражении ведущих авиационных фирм за будущие доходы, в котором с большим отрывом лидируют Соединенные Штаты. 

X-32A, точнее, тот истребитель, который будет построен на его базе, - пятый в мире оторвавшийся от земли самолет следующего - пятого поколения. Первыми были американцы - в 1990 г. взлетели их YF-22 и YF-23. Hыне первый из них существует уже в серийном варианте и через два-три года начнет поступать в строевые части. Российские прототипы машин пятого поколения - суховский С-37 и микояновский  1.44 - совершили первые полеты соответственно в 1997 и 2000 гг. Hо все они относятся к классу тяжелых истребителей, задуманных еще в период холодной войны, когда определяющими были военные, а не коммерческие факторы. В результате цена на серийный X-22A скорее всего зашкалит за 100 млн. долл.

X-32A и его конкурент в программе JSF - истребитель X- 35A фирмы "Локхид-Мартин", который должен взлететь в ближайшие несколько недель, - машины принципиально другого - легкого - класса. JSF проиграет F-22A в бою, но победит его на рынке. 

Изюминка программы состоит в том, что в требования к самолету изначально заложена верхняя планка цены - не более 40 млн. долл. Сейчас это довольно  много, однако в 2008-2010 гг., когда самолет выйдет на рынок, такая сумма покажется мизерной. Техника европейцев будет по крайней мере в два раза дороже, а российские конкуренты к этому моменту, как уже ясно, не появятся. 

Другая козырная карта JSF связана с тем, что маркетинг нового самолета начался за 15 лет до его появления на рынке. Пример тому - июльский авиасалон в Фарнборо. Пентагон и американские фирмы с самого начала взяли курс на привлечение к участию в проекте потенциальных покупателей. Таким образом, параллельно снижалась финансовая нагрузка на американского налогоплательщика и формировался пул будущих заказчиков. 

Есть у проекта JSF и уникальные технические особенности. Hапример, истребитель изначально проектируется в трех вариантах (включая самолет с вертикальной посадкой) с тем, чтобы удовлетворить требования всех видов ВС и зарубежных заказчиков. В результате есть все основания предполагать, что JSF во втором десятилетии станет самым массовым истребителем мира и перекроет рекорд своего предшественника F-16, который уже разошелся по миру в 4 тысячах экземпляров. 





 ЛТХ:
Модификация   X-32A
Размах крыла, м  
  обычного самолета   10.97
  самолета с ВВП   9.15
Длина, м   13.60
Площадь крыла, м2   55.00
Масса (с ВВП), кг  
  пустого самолета   10200(11100)
  максимальная взлетная   22700(27200)
Внутренние топливо, кг   6800 (7700)
Тип двигателя   1 ТРДФ Pratt Whitney F119-PW-100(SE614)
Тяга, кН   1 х 155
Максимальная скорость , км/ч   M= 1.6-1.7
Максимальная крейсерская скорость, км/ч   М= 1.5
Боевой радиус действия, км   1111
Практический потолок, м   20000
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 X-32A
 X-32A
 X-32B
 X-32B
 X-32B

  Схемы:

 

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Boeing X-32 - Проблемный "Sailor inhaler"
Global Security.org. X-32 - Joint Strike Fighter (JSF)
Bill Sweetman. Joint Strike Fighter: Boeing X-32 vs Lockheed Martin X-35


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: