X-32 JSF (Joint Strike Fighter) - перспективный ударный истребитель
разрабатываемый для нужд ВВС, ВМС и Корпуса
морской пехоты США и Королевского флота
Великобритании американской фирмой Boeing. В консорциум Boeing входят Raytheon Systems Co, Pratt &Whitney,
Rolls-Royce, Messier-Dowty, Marconi Electronic Systems and Flight Refuelling Ltd.
Самолет предназначается для замены F-16,
A-6, F-14, F-18, Sea Harrier.
Разрабатываемый самолет имеет обозначение
Х-32А в варианте для ВВС, и Х-32В в варианте Корпуса
Морской пехоты. Самолеты испытываются с ТРД Pratt
& Whithey SE614, являющимся развитием F119,
используемым для F-22 Raptor.
Работы по программе JSF начались в ноябре 1996 года.
В 1998 году построены два прототипа для
оценки. Выбор
прототипа для дальнейшего развития назначен на
2001 год. Предполагаемый год принятия на
вооружение - 2008. Все истребители проектируются в
трех вариантах наземного истребителя для ВВС
(1763 самолетов),
палубного истребителя для ВМС (480) и истребителя с
коротким взлетом и вертикальной посадки для
Корпуса Морской пехоты (609) и Королевского флота
Великобритании (60 самолетов с ВВП).
18 сентября 2000 года X-32A JSF совершил первый взлет. Двадцатиминутный перелет с заводского аэродрома на
испытательную базу ВВС Эдвардс открыл новый этап в сражении ведущих авиационных
фирм за будущие доходы, в котором с большим отрывом лидируют Соединенные Штаты.
X-32A, точнее, тот истребитель, который будет построен на его базе, - пятый в
мире оторвавшийся от земли самолет следующего - пятого поколения. Первыми были
американцы - в 1990 г. взлетели их YF-22 и YF-23. Hыне первый из них существует
уже в серийном варианте и через два-три года начнет
поступать в строевые части. Российские прототипы машин пятого поколения - суховский С-37 и
микояновский 1.44 - совершили первые полеты соответственно в 1997 и 2000 гг. Hо все они относятся
к классу тяжелых истребителей, задуманных еще в период холодной войны, когда
определяющими были военные, а не коммерческие факторы. В результате цена на
серийный X-22A скорее всего зашкалит за 100 млн. долл.
X-32A и его конкурент в программе JSF - истребитель X- 35A фирмы
"Локхид-Мартин", который должен взлететь в ближайшие несколько недель, - машины
принципиально другого - легкого - класса.
JSF проиграет F-22A в бою, но победит его на рынке.
Изюминка программы состоит в том, что в требования к самолету изначально
заложена верхняя планка цены - не более 40 млн. долл. Сейчас это довольно
много, однако в 2008-2010 гг., когда самолет выйдет
на рынок, такая сумма покажется мизерной. Техника европейцев будет по крайней мере в два раза
дороже, а российские конкуренты к этому моменту, как уже ясно, не появятся.
Другая козырная карта JSF связана с тем, что маркетинг нового самолета начался
за 15 лет до его появления на рынке. Пример тому - июльский авиасалон в
Фарнборо. Пентагон и американские фирмы с самого начала взяли курс на
привлечение к участию в проекте потенциальных покупателей. Таким
образом, параллельно снижалась финансовая нагрузка на американского налогоплательщика и
формировался пул будущих заказчиков.
Есть у проекта JSF и уникальные технические особенности. Hапример, истребитель
изначально проектируется в трех вариантах (включая самолет с вертикальной
посадкой) с тем, чтобы удовлетворить требования всех видов ВС и зарубежных
заказчиков. В результате есть все основания предполагать, что
JSF во втором десятилетии станет самым массовым истребителем мира и перекроет рекорд своего
предшественника F-16, который уже разошелся по миру в 4 тысячах экземпляров.