Экспериментальный самолёт X-4 Bantam фирмы "Northrop" по своей
аэродинамической схеме подобен более раннему английскому экспериментальному
самолету D.H.108 фирмы "Де Хэвилленд". Самолёт построен для исследования
пилотажных свойств реактивного самолета схемы "бесхвостка" со стреловидным
крылом и для выяснения целесообразности применения такой конфигурации на
скоростном истребителе. Заказчиками этого самолета являлись ВВС США и НАКА.
Схема самолёта X-4 "Bantam" значительно отличается от прежней схемы летающего
реактивного крыла этой же фирмы, в которой сравнительно толстое крыло сливается
с центральной частью, предназначенной для размещения экипажа. Самолёт X-4 "Bantam"
носит явный отпечаток влияния немецких конструкций времен Второй мировой войны.
Подчиняясь требованиям заказчика, проект конструктора Д.Нортропа представлял
собой самолет с обычным фюзеляжем, стреловидным крылом и вертикальным оперением.
После того как проект был одобрен, в 1946 г. было принято решение о постройке
двух опытных самолётов Northrop X-4. Самолёт был построен в 1948 г., он
получился таким маленьким, что ему присвоили название X-4 "Bantam", в переводе -
"мал да удал". Кроме элевонов, на задней кромке крыла, в корневой части, были
установлены расщепляющиеся закрылки. Они служили для того, чтобы в случае потери
эффективности рулей под воздействием скачков уплотнения летчик мог быстро
погасить скорость и восстановить управление самолетом. Раскрывшись, они
превращались в мощные аэродинамические тормоза.
Первый самолёт X-4 "Bantam" в ноябре 1948 г. доставили на базу ВВС Мюрок, а 16
декабря летчик-испытатель Чарльз Таккер совершил на нем первый полет. Следующий
полет был совершен только весной следующего года, причиной задержки стали
начавшиеся сильные дожди в районе базы. Многочисленные неполадки в топливной
системе и частые ремонты позволили совершить только 9 полетов за год. Испытания
самолета решили прекратить, сконцентрировав все усилия на втором экземпляре.
Второй экземпляр с улучшенной топливной системой поднялся в воздух 7 июня 1949
г. Самолёт испытывался по программе ВВС, затем его передали в распоряжение НАКА.
На нем было совершено 102 полета, в которых принимали участие такие известные
испытатели, как Чарльз Егер и Фрэнк Эверест. За всю программу летных испытаний
не случилось ни единой аварии или серьезного летного происшествия. Максимальная
скорость, достигнутая при испытаниях, - 1006 км/ч.
Летные испытания самолёта схемы "бесхвостка" показали, что при достижении
околозвуковых скоростей возникали опасные явления. При скорости М=0,76 самолет
начинал "рыскать" по курсу, а на М=0,88 возникали неконтролируемые колебания
относительно всех трех осей. Специалисты пришли к выводу, что применение такой
схемы на реактивных самолетах нецелесообразно. Самолёт X-4 "Bantam" выполнен по
схеме "бесхвостка" со стреловидным крылом и двумя двигателями. Угол
стреловидности крыла по передней кромке составляет 42°. На верхней части крыла
установлены аэродинамические гребни. На задней кромке - элевоны и расщепляющиеся
закрылки.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
X-4 |
Размах крыла, м |
8.18 |
Длина, м |
7.09 |
Высота, м |
4.52 |
Площадь крыла, м2 |
18.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2540 |
максимальная взлетная |
3548 |
Тип двигателя |
2 ТРД Westinghouse ХJ30-WE-7/-9 |
Тяга, кгс |
2 х 725 |
Максимальная скорость , км/ч |
1035 |
Крейсерская скорость , км/ч |
890 |
Практическая дальность, км |
515 |
Продолжительность полета, мин |
44 |
Практический потолок, м |
13410 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|