Уголок неба ¦ Northrop X-47

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная экспериментальные
   X-47
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 2003
Тип: Экспериментальный ударный БПЛА
  ЛТХ     Доп. информация
   


Военно-морской флот США не занимался разработками БПЛА до лета 2000 года. Именно летом 2000 флот подписал контракты в 2 миллиона долларов США с компаниями Boeing и Northrop Grumman на 15-месячную программу анализа концепции.

Разработка военно-морского БПЛА включала в себя решение множества проблем. Коррозия вследствие взаимодействия с соленой водой, взаимодействие с палубой при взлете и посадке, интеграция систем управления и работа в условиях сильных электромагнитных помех от носителя - вот лишь основные из них. Также флот был заинтересован в возможности использования БПЛА с целью разведки в защищаемом воздушном пространстве для выявления целей последующих ударов.

На базе модификации X-47B предполагалась отработка концепции беспилотного малозаметного сверхманёвренного истребителя, хотя эксперты отмечают, что аппарат в ближайшие 10-15 лет не сможет выполнять тех задач, особенно ведения воздушного боя, ввиду того, что не рассчитаны точные математические модели поведения аппаратов такого класса при выполнении ими таких сложных задач. Уровень современных ЭВМ оказался не достаточным для разработки полностью автономных машин.

Флот подписал с Northrop Grumman контракт на разработку военно-морского БПЛА "X-47A Pegasus" в начале 2001 г. Демонстрационный макет Pegasus выглядит как чёрный наконечник стрелы без какого-либо вертикального хвостового стабилизатора. Передний край крыла имеет угол стреловидности 55 градусов, а задний - 35 градусов. Макет имеет выдвигающееся трехопорное шасси, с одним колесом впереди и двойным основным шасси сзади. Также он оборудован шестью управляющими плоскостями, включая два элевона и четыре "инлейда". Инлейды - это небольшие структуры на закрылках, установленные на верхней и нижней границе крыла у концовок крыльев.

Pegasus движется единственным турбореактивным двигателем с высокой степенью двухконтурности JT15D-5C (Канада) от компании Pratt & Whitney силой в 14,2 кН. Такой же двигатель используется и самолетами модели Aermacchi S-211. Двигатель расположен в задней части модели с входным отверстием расположенным сверху чуть позади носовой части. Входной канал оборудован волнообразным диффузором, чтобы избежать отражения вентилятора двигателя на радаре. Впрочем, для снижения издержек производства, выхлоп двигателя направляется в обычную цилиндрическую выхлопную трубу, без всяких попыток скрыть след от средств инфракрасного наблюдения.

Силовые элементы планера БПЛА выполнены из композитных материалов. Работу по сборке выполняла по субподряду компания Scaled Composites, имеющая соответствующий опыт и возможности. В общих чертах, планер состоит из четырёх основных частей, разделенных посередине. Две из них наверху и две внизу.

Pegasus был продемонстрирован 30 июля 2001 года на земле и совершил первый полет 23 февраля 2003 в центре военно-морской авиации в Чайна-Лейк, Калифорния. Программа испытаний не включала доставку оружия, но Pegasus имеет два соответствующих отсека по бокам двигателя. В каждый отсек может быть загружена бомба массой в 225 килограммов. Также Pegasus демонстрировал возможность приземлиться на палубу, хотя тормозной крюк в испытаниях не использовался. Кроме того, испытания, относящиеся к работе БПЛА с носителем, включали в себя возможность швартовки без нарушения режима невидимости (стелс), а также разработку панелей управления, которые бы не могли быть повреждены сильными порывами ветра на палубе.

16 декабря 2008 г. на заводе фирмы "Нортроп Грумман" в Палм-дейл (шт. Калифорния) состоялась торжественная презентация первого экспериментального малозаметного боевого беспилотного самолета (ББС) Х-47В (UCAS-D - Unmanned Combat Air System ─ Demonstrator), разработанного по заданию ВМС США. Фирма "Нортроп Грумман" должна построить два ББС Х-47В, которые должны продемонстрировать возможность эксплуатации беспилотных самолетов с палубы авианосца. Контракт на постройку беспилотных самолетов фирма "Нортроп Грумман" получила в 2007 г. В 2009 г. планируется закончить постройку второго ББС.

Х-47В выполнен по схеме "летающее крыло" без вертикального оперения. Планер самолета изготовлен из углепластиков. Фирма "Нортроп Грумман" пока не сообщает о всех характеристиках Х-47В. Известно только, что он будет обладать высокой дозвуковой скоростью полета (М > 0.9), летать на высоте 12000 м и иметь боевой радиус около 2780 км (при выполнении разведывательных заданий). Самолет оснащен одним ТРДД, воздухозаборник которого расположен на верхней части крыла. Во внутреннем отсеке возможно размещение боевой нагрузки массой 2045 кг.

Руководитель программами разработки морских ББС капитан Мартин Дерри сказал: Беспилотный самолет Х-47В покажет, как ББС сможет эксплуатироваться на борту авианосца. Это станет первым шагом по пути расширения оперативных возможностей авианосца. Мы также сможем определить сроки появления ББС на вооружении. Сначала он будет использоваться для обеспечения непрерывной разведки и поиска целей, а в дальнейшем - для выполнения ударных операций.

Первый полёт X-47B совершил 4 февраля 2011 года. По сообщению ВМС США, аппарат поднялся в воздух с базы ВВС США Эдвардс в штате Калифорния 4 февраля около 14:00 по местному времени. В ходе первого полета, продолжавшегося 29 минут, новый палубный беспилотник поднялся на высоту в 5 тысяч футов (около 1,5 километра) с выпущенными шасси. Испытания прошли успешно, манёвры, совершенные X-47B в ходе первого полета, "соответствовали стандартам".

В ходе испытательного полета 2 июля 2011 года истребитель F/A-18 Hornet приземлился на палубу авианосца "Дуайт Д. Эйзенхауэр" в полностью автоматическом режиме с использованием программного обеспечения управления полётом, предназначенного для БПЛА X-47B

14 мая 2013 года X-47B впервые совершил взлёт с палубы авианосца "Джордж Буш". 10 июля 2013 года X-47B впервые совершил посадку на палубу авианосца "Джордж Буш"; 9 ноября совершил успешную посадку на палубу авианосца "Теодор Рузвельт".



 ЛТХ:
Модификация   X-47A   X-47B
Размах крыла, м   8.47   18.92
Длина, м   8.50   11.63
Высота, м   1.86   3.10
Масса, кг    
  пустого   1740   6350
  максимальная   2678   20215
Тип двигателя   1 ТРДД Pratt & Whitney Canada JT15D-5C   1 ТРДД Pratt & Whitney F100-220U
Тяга, кН   1 х 14.20   1 х 79.10
Максимальная скорость, км    
Практическая дальность, км   2778   3889
Практический потолок, м   12192   12190


 Доп. информация :


 Фотографии:

 X-47A
 X-47A
 X-47A
 X-47B
 X-47B
 X-47B
 X-47B
 X-47B
 X-47B
 X-47B

 Схемы:

 X-47B

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Завершение постройки первого ББС X-47B
Наука и Техника. Василий Сычев. Флот с нечеловеческим лицом
Airforce-technology.com. X-47 Pegasus UCAV
Милитари Ревю. БПЛА Northrop Grumman X-47B
NorthropGrumman.com. X-47B UCAS


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: