В 1960 году, одна из древнейших вертолетостроительных компаний США - Piasecki
Aircraft, - в инициативном порядке начинает программу Pathfinder. С самого
начала прототип 16H-1 был создан по одновинтовой схеме, с рулевым винтом. 1-й
полет состоялся 21 февраля 1961 года. Менее чем через год на 16Н-1, как и
задумывалось, установили крыло и заменили РВ на трехлопастный капотированный
толкающий винт с управляемыми поверхностями на выходе. Последнее обеспечивало
путевое управление и парирование крутящего момента. В ходе летных испытаний была
достигнута крейсерская скорость 273 км/час. После данного военные подключились к
финансированию проекта с условием доведения скорости до 370 км/час. По настоянию
военных в проект были внесены ряд изменений, а именно удлинение фюзеляжа и
увеличение полезной нагрузки, ремоторизация, замена несущего и толкающего винтов
и пр. Вертолет принял индекс 16Н-1А или Pathfinder II. Значительное ускорение
достигалось перераспределением подводимой мощности с НВ на толкающий. На таком
режиме основная подъемная сила создавалась крылом. Итоги испытаний были
обнадеживающие - скорость 361 км/час, хорошая управляемость и маневренность, как
на высоких, так и на низких скоростях полета. В дальнейшем компания разработала
несколько модификаций с различными взлетными весами, но не одна из них не дошла
даже до опытного образца. Итоги исследований были применены военными при
создании AH-56A Cheyenne.
Компания Piasecki продолжала теоретические работы по выбранной схеме вплоть
до 1978 года.Возращение к былой теме стало очевидно, когда в середине 90-х годов
военные заинтересовались применением наработок Piasecki для улучшения
характеристик AH-64 Apache и AH-1W SuperCobra. Был проведен большой объем работ,
включающий полномасштабное моделирование и цикл наземных испытаний.
Потребовались изменения трансмиссии базовых вертолетов, новые системы управления
и т.д. Но итогом стал контракт на модификацию среднего многоцелевого UH-60 Black
Hawk. Через 3 года прототип принял индекс X-49A Speedhawk. Принципиальным
отличием от 16Н-1 была иная конструкция для отклонения воздушного потока
толкающего винта - применили более эффективную, составную полусферу, которая
разворачивается на 90 °С на малых скоростях и висении, а на больших скоростях
горизонтального полета вписывается в контур кожуха, тем самым не испытывая
нагрузок и удаляя источник вибраций хвостовой балки. Х-49А совершил 1-й полет 29
июня 2007 года.
В 2008 году компания Piasecki Aircraft получила средства на доработку и
проведение второго этапа летных испытаний экспериментального вертолета X-49A. Cледует отметить, что после завершения первого этапа летных испытаний дальнейшие
перспективы X-49A SpeedHawk оставались неясными. Более того, предусмотренное
финансирование также не решает всех проблем, поскольку, по словам представителей Piasecki Aircraft, является недостаточным для выполнения программы в полном
объеме и должно быть увеличено. В то же время компания отмечает положительные
сигналы со стороны министерства обороны США.
Первый этап летных испытаний X-49A SpeedHawk начался в июне минувшего года. Его
целью являлась оценка конструктивных решений, которые должны были позволить
экспериментальному вертолету превзойти по скоростным характеристикам базовую
версию SH-60F Seahawk.
В ходе проведенных испытаний X-49A SpeedHawk продемонстрировал увеличение
скорости на 47 процентов при аналогичных с SH-60F показателях мощности, а также
вдвое меньший уровень вибраций. Технические характеристики вертолета были
улучшены благодаря применению смонтированного в трубе толкающего хвостового
винта с управляемым вектором тяги VTDP (Vectored Thrust Ducted Propeller) и
крыльев, которые увеличили подъемную силу и снизили нагрузку на несущий винт.
Ближайшими планами разработчиков предусматривается установка на X-49A SpeedHawk
третьего двигателя, а также убирающихся шасси и обтекателя на втулку несущего
винта для снижения уровня вибраций.
Планируется, что крейсерская скорость серийных вертолетов превысит 383
километров в час, а максимальная - 415 километров в час, в то время как у SH-60F
соответствующие показатели равны 241 и 256 километрам в час. Неснаряженная масса
увеличится более чем на 700 килограммов, главным образом в связи с установкой
третьего двигателя. При этом грузоподъемность вертолета возрастет примерно на
230 килограммов, а боевой радиус действия расширится почти в три раза.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
X-49 |
Диаметр
несущего винта, м |
16.36 |
Длина, м |
20.10 |
Высота, м |
|
Ширина, м |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
6900 |
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ГТД General
Electric T700-GE-701C |
Мощность, кВт |
1 х 1210 |
Максимальная скорость , км/ч |
415 |
Крейсерская скорость , км/ч |
383 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|