В летно-испытательном центре им. Драйдена на авиабазе Эдварде (шт.
Калифорния) ведется подготовка к летным испытаниям экспериментального
гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА) Боинг Х-51 А, разработанного фирмами
и научными организациями, объединившимися в промышленную группу HIT (Hypersonic
Industry Team). В состав группы (кроме фирмы "Боинг") входят фирмы "Аэроджет", АТК,
"Локхид Мартин", "Нортроп Грумман", "Рейтеон", "Пратт-Уитни" и "Роллс-Ройс",
исследовательская лаборатория "Либерти Уоркс" Университета штата Мэриленд и
научно-исследовательская лаборатория ВВС (AFRL).
Группа HIT является некоммерческой организацией, лоббирование чьих-либо
интересов не входит в ее планы. Главной целью группы, согласно заявлениям ее
исполнительного директора Леона МакКинни (Leon McKinney) и профессора
Университета штата Мэриленд, бывшего главного научного специалиста ВВС, Марка
Льюиса (Mark Lewis), является доведение до сведения администрации, конгресса и
министерства обороны важности продолжения финансирования НИОКР в области
гиперзвуковых технологий. Специалисты группы HIT считают, что создание
экспериментальных ГЛА, таких как аппарат Х-51 А, может привести к появлению
образцов вооружения, которые обеспечат в среднесрочной перспективе
стратегическое превосходство вооруженных сил США.
В группе HIT отмечают, что впервые за 50 лет работ в области гиперзвуковых
технологий получены практические результаты благодаря испытаниям
экспериментальных ГЛА, в частности полетам аппаратов HyShot (2002 г., достигнута
скорость, соответствующая числу М = 7,6 в течение 5 с) и Х-43 (2004 г.,
достигнута скорость, соответствующая числу М = 9,8 в течение 10 с). Если
финансирование разработки экспериментальных ГЛА будет приостановлено или
аннулировано, США могут потерять приоритет в этой области, так как активные
работы по гиперзвуковым технологиям ведутся в нескольких странах, главным
образом в России и КНР.
Разработка осуществлялась в рамках программы "быстрого глобального удара".
Основная цель программы – сокращение подлетного времени высокоточных крылатых
ракет.
В соответствии с программой разработки ГЛА Х-51А, рассчитанного на полеты со
скоростью, соответствующей числам М = 4,5 - 5,0, предусматривается выполнить
четыре полета. Поскольку ГЛА является прототипом ударной ракеты, то в двух
пусках планируется продемонстрировать его тактические возможности, но с
модернизированной системой управления.
ГЛА Х-51 А имеет длину 7,62 м. Его силовая установка представляет собой
углеводородный ГПВРД. Запуск аппарата будет осуществляться с самолета-носителя
Боинг В-52Н на высоте 15200 м при скорости, соответствующей числу при М = 0,8.
После сброса включается твердотопливный ускоритель. Достигнув на высоте 1 8300 м
скорости, соответствующей числу М = 4,6 - 4,8, аппарат переворачивается на "спину". В этот момент отстреливается разгонный блок и включается ГПВРД. В
дальнейшем ГЛА набирает высоту около 30000 м и совершает полет на расстояние
порядка 660 км.
Первый полет ГЛА Х-51А несколько раз откладывался из-за недостаточного
финансирования. 26 мая 2010 года в США состоялся первый полет гиперзвуковой
ракеты X-51A Waverider, сообщает Aviation Week. Испытания были признаны условно
успешными (программа выполнена на 95 %, но из-за выявленной нестабильности
ракеты и перебоев связи была отдана команда на самоуничтожение). Известно, что
двигатель проработал около трех с половиной минут из запланированных пяти, что
является на данный момент рекордом длительности полета летательного аппарата с
прямоточным гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем. За это время ракета
успела разогнаться до 5 М.
Первый самостоятельный полет Boeing X-51 был осуществлен в мае 2010 года. Данная
стадия испытаний была признана условно успешной. Запланированную программу
удалось выполнить на 95%, однако из-за неполадок в электронике ракеты был отдан
приказ на ее самоуничтожение.
Во время четвертого
по счету испытательного гиперзвукового летательного аппарата X-51A был
установлен мировой рекорд по длительности полета с помощью прямоточного
воздушно-реактивного двигателя, а максимальная скорость, которую развил
аппарат WaveRider, составила Mach 5.1 (5 417 км/ч).
Как и во время других
испытательных полетов, четвертый полет начался со сброса аппарата X-51A
WaveRider из-под крыла бомбардировщика B-52H на высоте 15240 метров,
который поднялся в воздух с полосы Авиационной базы имени Эдвардса в
Калифорнии. Полет продолжался всего шесть минут, прежде чем беспилотный
аппарат упал и затонул в Тихом океане. Из шести минут полета аппарат
X-51A три с половиной минуты двигался на своей максимальной скорости при
помощи прямоточного двигателя.
После сброса аппарата X-51A
из-под крыла бомбардировщика аппарат включил свой разгонный
твердотопливный ракетный двигатель, с помощью которого он разогнался до
скорости Mach 4.8 (5098 км/ч). После того, как отработавший свое
твердотопливный ускоритель был сброшен, аппарат произвел включение
прямоточного двигателя, который способен работать лишь на гиперзвуковых
скоростях. На тяге прямоточного двигателя аппарат разогнался до
рекордной скорости Mach 5.1 и летел с такой скоростью, пока не
исчерпался запас реактивного топлива JP-7.
X-51 WaveRider имеет экспериментальный гиперзвуковой воздушно-реактивный
двигатель, позволяющий не брать на борт запасы кислорода, необходимого для
сжигания водородного топлива. Кислород забирается из атмосферы непосредственно
во время полета, а сжигание топлива производится в сверхзвуковом воздушном
потоке. Многие эксперты сходятся во мнении, что данный аппарат может стать
прототипом для будущего сверхзвукового гражданского самолета, который мог бы
доставить пассажиров из Нью-Йорка в Лондон всего за один час, что в шесть раз
быстрей самого скоростного на данный момент авиалайнера и даже в три раза
быстрей, чем прекративший свои полеты в 2003 году сверхзвуковой "Конкорд".
Однако пока разработка ведется в исключительно военных целях.
На сегодняшний день (май 2013 года) ведется заключительная стадия испытаний
ракеты. Как планируется, она поступит на вооружение армии Соединенных Штатов
Америки в 2017 году.