В январе 2020 года американская компания Dynetics сообщила о проведении первых летных испытаний перспективного беспилотного летательного аппарата
X-61А Gremlin (Gremlins Air Vehicle - GAV). Главной задачей этого проекта является объединение нескольких БПЛА в "стаю" с возможностью самостоятельной работы или выполнения команд
оператора. Первый испытательный полет, проведенный в ноябре 2019 года, завершился аварией, но в будущем планируется исправить все недочеты.
Изделие X-61A стало результатом программы агентства Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA), изучающего новые способы применения БПЛА. В 2014 г. агентство запустило новую программу, целью
которой являлось создание нового БПЛА для работы в "стаях". В программе участвовало несколько компаний и организаций. В 2018 г. победителем конкурса на
разработку беспилотника стала группа компаний во главе с Dynetics.
Компания Dynetics является головным разработчиком. Также в ее проекте участвуют несколько других фирм. Kratos UAS отвечает за планер, Williams Int. предоставила
силовую установку и т.д. К разработке электроники и методов управления привлекли сразу несколько субподрядчиков.
Итогом проектных работ стал БПЛА X-61A, предназначенный для отработки как самой концепции, так и средств ее реализации. При помощи опытных аппаратов планируется
изучить работу техники во всех режимах работы на всех этапах полета.
Новые БПЛА названы в честь гремлинов – персонажей английского армейского фольклора, а затем и одноименной повести Р. Даля. В финале книги эти существа,
негативно настроенные к любой технике, стали помогать британским летчикам в борьбе с врагом. Примерно тем же должны будут заниматься и новые беспилотные
"гремлины".
Изделие X-61A представляет собой летательный аппарат средних размеров нормальной аэродинамической схемы с турбореактивным двигателем. Он должен подниматься в
воздух при помощи самолета-носителя, совершать самостоятельный полет, а затем возвращаться на его борт. В будущем беспилотники-гремлины должны будут действовать
крупными группами и совместно выполнять широкий круг задач.
Экспериментальный БПЛА может нести нагрузку ок. 70 кг, развивать скорость порядка М=0,8 и находиться в воздухе до 3 ч. Конструкция рассчитана на 20 полетов по
полному профилю.
Пока БПЛА не имеет специального оборудования и оснащен только аппаратурой, необходимой для пилотирования и взаимодействия с носителем или другими беспилотниками.
Целью нынешнего этапа программы является отработка общих вопросов взаимодействия во всех условиях и на всех режимах. В дальнейшем технику могут оснастить теми
или иными приборами для проведения различных тестов и испытаний.
В нынешних испытаниях в качестве носителя используется дооборудованный военно-транспортный самолет C-130. Под его крылом установлен пилон для перевозки БПЛА, в
кабине – необходимая радиоэлектронная аппаратура. В дальнейшем опытный носитель получит устройства для приема беспилотника на борт. В перспективе носителями
"гремлинов" могут стать другие самолеты или БПЛА тяжелого класса.
Для носителей на базе ВТС предлагается специальная выдвижная стрела с удерживающей системой для БПЛА, способная выпускать трос с буксирным устройством. При
помощи выдвижного крюка БПЛА должен ловить устройство, после чего носитель может подтянуть его и ввести в грузовой отсек. Схожие устройства в будущем
планируется разработать для других носителей.
БПЛА типа X-61A и будущая техника на их основе должны будут работать группами-стаями по несколько единиц. Предполагается, что они смогут поддерживать связь друг
с другом, перераспределяя информацию и задачи, а также взаимодействовать с наземным командным пунктом или самолетами в воздухе.
"Стаи" беспилотников предлагается использовать в различных ситуациях для выполнения разных задач. Десятки БПЛА могут осуществлять разведку крупных районов или
выполнять целеуказание для вооружений. Также они могут нести оружие и применять его по команде от пилотируемого самолета. Во всех случаях обеспечиваются
преимущества перед "традиционными" методиками, связанные с большим числом БПЛА и с сокращением рисков для людей.
БПЛА X-61A Gremlin имеет еще одно важное качество. Он выполнен в виде возвращаемой системы воздушного базирования. Специализированный самолет-носитель сможет
доставить их в заданный район и обеспечить дальнейшую работу, а затем забрать их и вернуть на базу. Все это существенно упрощает развертывание техники, в т.ч.
на большом удалении от баз. По сути, боевые возможности такого комплекса не ограничиваются дальностью полета отдельных БПЛА и больше зависят от носителя.
Впрочем, пока речь идет только об отработке взаимодействия пилотируемой и беспилотной техники. Опытные образцы должны выполнять полет, обмениваться данными и
совместно строить тактику. Ведение реальной разведки или нанесение ударов пока не предусматривается.
По данным компании-разработчика, первые летные испытания БПЛА X-61A состоялись еще в ноябре прошлого года. Их провели на полигоне Дагвей (шт. Юта) с
использованием опытного образца с обозначением GDS-01. Также в мероприятии задействовали самолет C-130 со специальной аппаратурой и наземный командный пункт.
GDS-01 начал полет под крылом носителя и был отцеплен в заданном районе. Самостоятельный полет последовательно совершался в автономном режиме, а также при
управлении с воздушного и наземного командного пунктов. Аппарат находился в воздухе 101 минуту. Система возвращения БПЛА на носитель еще не готова, из-за чего
посадка должна была осуществляться при помощи парашюта. Однако парашютная система не сработала, и опытный образец разбился. Впрочем, программа полета была
выполнена, и его признали успешным.
Участники проекта уже построили еще четыре БПЛА нового типа и готовятся к их испытаниям. Полеты начнутся в ближайшее время. Новые опытные "гремлины" должны
будут показать возможность одновременного запуска и совместного полета с взаимодействием по принципу "стаи". Также в ходе последующих испытаний проверят систему
возвращения БПЛА на борт носителя.
Нынешний проект DARPA / Dynetics X-61A GAV рассматривается в качестве экспериментального и предназначен для отработки основных технических решений в сфере
"стай" БПЛА. Этим определены специфический облик опытной техники и выбор ее носителя. В дальнейшем на основе накопленного опыта может быть разработан новый
аналогичный комплекс, изначально пригодный для применения в ВВС.
Разработка такого комплекса пока не начиналась, но уже имеется общее понимание концепции. Он должен включать самолет-носитель с необходимой аппаратурой и
возможностью несения большого числа БПЛА, а также собственно беспилотники. От последних требуются достаточно высокие тактико-технические характеристики,
возможность выполнения разных задач и минимально возможная цена.
Как считают в компании Dynetics, новая техника с точки зрения тактики должна занимать промежуточное положение между крылатыми ракетами и самолетами. Первые
способны самостоятельно атаковать цели, но при этом достаточно дороги. Удар авиации может быть дешевле, но самолету приходится входить в зону действия ПВО
противника. Применение БПЛА по типу X-61A позволит выполнить разведывательную или боевую задачу с требуемой эффективностью, но без рисков для пилотируемых
самолетов.
По разным оценкам, появление полноценных боеспособных "гремлинов", пригодных для работы в "стае" и эффективного решения всех поставленных задач, даст ВВС
принципиально новые возможности и резко повысит их боеспособность. Однако разработка боевых комплексов такого рода все еще остается делом отдаленного будущего.
Пока американским специалистам из ряда организаций и компаний следует завершить работы по экспериментальному проекту X-61A Gremlins. Какими будут результаты
этого проекта – станет известно позже. Первые полеты новых прототипов состоятся в ближайшее время, а затем начнутся новые эксперименты.