Попытки установления мировых рекордов скорости для вертолетов были
предприняты и известной самолетостроительной фирмой "Локхид". После серьезных
исследований здесь был создан экспериментальный вертолет CL-595 (ХН-51А)
с жестким несущим винтом. Разработка машины финансировалась армией и флотом США.
Трехлопастный несущий винт диаметром 11,6 м имел только осевые шарниры, как у
воздушного винта изменяемого шага, был снабжен стабилизирующим устройством в
виде гироскопа. Вертолет ХН-51А отличался хорошими аэродинамическими обводами,
его полозковое шасси убиралось в полете. 29 сентября 1962 года на этом вертолете с ГТД мощностью 500 л.с.
летчик-испытатель Доналд Сегнер достиг скорости 299 км/ч при взлетной массе
вертолета 1590 кг. Через два года, в ноябре 1964, на втором экспериментальном
вертолете ХН-51А с четырехлопастным несущим винтом была достигнута скорость 323
км/ч. После установки на вертолет крыла размахом 5,2 м и дополнительного ТРД с
тягой 1170 км скорость увеличилась до 389,5 км/ч. Летные испытания винтокрыла
ХН-51А были продолжены в 1965 году: в мае достигнута скорость 416 км/ч, в
сентябре - 423 км/ч на высоте 3660 м. Все эти достижения не регистрировались как
мировые рекорды. В последующих испытаниях в 1966-1968 гг. вертолет показал высокую маневренность,
на нем выполнялись такие фигуры высшего пилотажа, как бочки, петли Нестерова и
длительный полет в перевернутом положении. Все это свидетельствовало о больших
возможностях жесткого несущего винта. При скорости полета 417 км/ч достигалась
максимальная перегрузка 2,8 д, а при скорости 463 км/ч - 2 д. В июле 1967 года в
полете была достигнута максимальная скорость 485 км/ч. Об этом сообщалось, как о
новом мировом рекорде, однако официально эта скорость, видимо, не
регистрировалась, так как ее нет в таблицах FAI. Дальнейшая разработка вертолетов с жестким несущим винтом была фирмой "Локхид"
прекращена. Результаты исследований экспериментальных винтокрылов ХН-51А
использовались для начавшейся в 1963 году разработки усовершенствованного
боевого винтокрыла АН-56 "Шайен" с жестким несущим винтом, большим крылом и
толкающим воздушным винтом. Летные испытания винтокрыло, к которым приступили в
1968 году, показали, что это сложная машина, имеющая много проблем. В дальнейшем
армия США отказалась от этой весьма амбициозной программы, так как ее выполнение
было связано с большим техническим риском. Отказ от программы, на которую было
израсходовано более $400 млн., рассматривался как "оглушительный провал".
Несмотря на высокие расчетные характеристики винтокрылов "Шайен", на них не было
установлено ни одного мирового рекорда.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XH-51 |
XH-51A |
Диаметр
несущего винта, м |
10.67 |
10.67 |
Длина, м |
12.40 |
10.41 |
Высота, м |
2.50 |
4.88 |
Ширина, м |
|
|
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
1265 |
1400 |
максимальная взлетная |
1864 |
2005 |
Тип двигателя |
|
|
основной |
1 ТВД
Pratt & Whitney Canada PT6B-9 |
дополнительный |
|
1 ТРД Pratt & Whitney J60-P-2 |
Мощность, кВт + Тяга, кгс |
1 х
410 |
1 х 410 + 1 х 1170 |
Максимальная скорость , км/ч |
280 |
487 |
Крейсерская скорость , км/ч |
257 |
370 |
Практическая дальность, км |
418 |
440 |
Практический потолок, м |
4876 |
6200 |
Экипаж, чел |
2 |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2010
|