Контракт на строительство этого самолёта получила в ноябре 1961г компания
General Electric, но она взяла в субподрядчики компанию Ryan. Первоначально
аппарат назывался VZ-11. Ryan
XV-5A Vertifan был среднепланом с убирающимся трехопорным шасси и двухместной
кабиной, оснащенной катапультируемыми креслами класса "ноль-ноль". Его
особенностью были вентиляторы в крыле. Два больших вентилятора установили
горизонтально между лонжеронами каждой консоли крыла; в носовой части
устанавливался вентилятор меньшего размера для управления тангажом во время
вертикального полета. Он был оснащен двумя турбореактивными (одновременно их
можно считать и турбовальными) двигателями General Electric J85-GE-5 тягой по
11,8кН, и энергия этих двигателей могла использоваться для вращения вентиляторов
вертикального взлета или могла быть использована для обычного горизонтального
полета после того, как совершен переход от вертикального взлета, который
контролировался с помощью отражательных лопаток над вентиляторами. Первый из двух опытных образцов (рег.номера 62-4505/4506) совершил полет 25 мая
1964г. (пилот Ron Gerdes), первое висение - в июне 1964 года, первый переход от
вертикального взлёта к горизонтальному полёту - в ноябре 1964 года. Два опытных
самолета вместе налетали к октябрю 1966 года 338 часов. Один разбился в апреле
1965 года (пилот погиб), а второй (62-4506) получил повреждения в октябре 1966 года
(пилот погиб), но позднее в 1967-68 годах был отремонтирован и в измененном виде
под обозначением XV-5B использовался для продолжения исследовательской программы NASA с 24 июня 1968г. Соответственно, первый вариант задним числом
переобозначили в XV-5A. В NASA самолёт сменил регистрационный номер на
гражданский N705NA.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XV-5A |
Размах крыла, м |
9.25 |
Длина, м |
13.75 |
Высота, м |
4.5 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5450 |
нормальная взлетная |
7690 |
Тип двигателя |
2 ТРД general Electric J85-GE-5 |
Тяга нефорсированная, кгс (кН) |
2 х 1200 (11.75) |
Максимальная скорость , км/ч |
880 |
Практическая дальность, км |
1600 |
Практический потолок, м |
12200 |
Экипаж |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2008
|