Термин "флипнуть" в полной мере применим именно к этому творения компании Ryan,
ведь назывался этот аппарат XV-8 Fleep ("Flying Jeep"). Построенный в самом
конце 50-х (первый полет - 1961 год) аппарат предназначался, разумеется, военным.
Им хотелось иметь что-нибудь складное и портативное, летающее с маленьких
площадок, но низэнько-низэнько существенно дешевле вертолетов. Которые конечно,
хорошо, но уж очень ценники кусаются. Ну вот, им и построили летательный аппарат
конструкции "проще некуда". Фактически, весь ероплан Ryan XV-8 Fleep представлял
собой доску с мотором и креслом пилота, четыре колесика снизу и крыло Рогалло
сверху. Оперение появилось позже.
Собственно, идея заключалась в том, что аппарат мог взлетать c большим углом
атаки крыла не рискуя сорваться в штопор. Ну перевезти некоторое количество
грузов за спиной пилота. схема дополнительно упрощала все, потому что не очень
была требовательна к продольной центровке груза. Кладешь ящики примерно вокруг ЦТ, - ну и хорошо. Аппарат продули в трубе и выкатили на летное поле. Проблем со
взлетом не было, - "с хорошим мотором и забор полетит", а вот после отрыва
начались неприятности. Оказалось, что управлять ТОЛЬКО с помощью качания крыла -
не очень удобно, и не просто неудобно, а в определенных моментах просто
небезопасно.
Поэтому, от чистоты идеи пришлось отказаться. Леталке (язык не поворачивается
назвать самолетом, но и мотодельтаплан - это не оно) сначала приделали
вертикальную плоскость для стабилизации по курсу и управления поворотами. Стало
существенно легче, управляемость аппарата повысилась, но, как известно аппетит
приходит во время еды. Летавшие на мотодельтане знают, что "корзина" просто
висит под действием силы тяжести примерно вертикально, и управления по тангажу и
крену практически нет. Но что хорошо для безопасности летания для развлечения -
для армейской машины, которая должна летать на грани возможного и даже немножко
за гранью - недостаток. И следующая версия была уже полностью оснащена всеми
классическими рулями.
Развитое V-образное оперение с некоторым даже горизонтальным размахом позволяло
создавать все необходимые управляющие моменты, так что манипулирование крылом
стало неосновным способом управления. Двигали крыло теперь, главным образом, для
взлетных и посадочных режимов. При горизонтальном же полете крыло фиксировалось
и самолет управлялся по самолетному.
В общем, "за время пути, - собака смогла подрасти". Постепенное нарастание
сложности и веса конструкции привело к постепенному падению весовой отдачи и
летных характеристик, а рост мощности двигателя... Ну, в целом, это было бы
решение, наверное, - но вес... Если вместо мотора на 210л.с. поставить что-то
мощнее раза в два, - то летать будет лучше, конечно, и взлетать, и быстрее
исходных 105км/ч - но что останется от грузоподъемности, с учетом большего
количества пожираемого бензина? В общем, летать летало, но осмысленности в
постановке на вооружении Ryan XV-8 Fleep военные уже не усмотрели.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
XV-8A |
Размах крыла, м |
10.19 |
Длина, м |
7.90 |
Высота, м |
4.42 |
Площадь крыла, м2 |
41.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
1043 |
Тип двигателя |
1
ПД Continental IO-360-A |
Мощность, л.с. |
1 х 210 |
Максимальная скорость , км/ч |
96 |
Крейсерская скорость, км/ч |
88 |
Практическая дальность, км |
193 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2015
|