Альберт Болл был первым английским асом, ставшим очень популярным в стране.
Росту его популярности способствовали и власти, поскольку боевой дух в
Королевском летном корпусе находился тогда на низком уровне. Гинемер и
Иммельманн были хорошо известны общественности, но
англичанам очень нужен был свой собственный герой, и Альберт
Болл появился очень своевременно. В юности прекрасный
стрелок из пистолета, Болл имел склонность к механике и подобно его современнику
Гинемеру, был счастлив, когда его руки по локоть были измазаны смазкой. Он не был
прирожденным летчиком, но стал экспертом путем долгой практики.
Болл ненавидел войну и убийства, но принадлежал к самому
опасному типу людей, кто убивает не из любви к охоте, как Рихтхофен, не в пылу
патриотических чувств, подобно Гинемеру, и даже не путем научного расчета Фонка.
Он убивал, поскольку это было его служебной обязанностью, он делал это неохотно,
но не задавая вопросы. Он вступал в бой против значительно превосходящих сил с
той же решительностью, как будто это был матч по регби.
Болл был одиночкой. Когда он не летал и не занимался
регулировкой своего самолета на земле, он проводил свободное время, играя на
скрипке или копаясь в саду. Он редко летал один, обычно он брал с собой домашний
кекс и ел его, когда выдавались свободные минуты.
Подобно многим другим асам, Болл начал свою карьеру как
летчик-разведчик, летая на самолетах BE.2 в эскадрилье "
13 во Франции. В редкие
случаи ему разрешали летать на аэроплане LСкаут Бристоль"
, приданном эскадрилье,
что дало ему возможность получить опыт более наступательных действий.
Его агрессивность была замечена, и 7 мая 1916 г. он был
переведен в эскадрилью "
11 и начал летать на LНьюпоре"
Бебе. Довольный его
управляемостью и легкостью, он стал участвовать в воздушных боях. Его первой
подтвержденной победой был змейковый аэростат, сбитый 25 июня, после чего он
нанес поражение пяти немецким самолетам, причем четыре из них совершили
вынужденную посадку. Затем 1 июля он сбил Двухместный LРоланд"
.
В течение нескольких недель он летал на ВЕ.2, что было
своего рода Lотдыхом"
, а в середине августа вернулся в эскадрилью "
11.
Последовали еще пять побед, а затем все LНьюпоры"
и их летчики были собраны в
эскадрилье "
60. Именно здесь
он развил свой особенный метод воздушного боя.= И предпочитал метод осторожного
подкрадывания, за которым следовало быстрое сближение, обычно в пикировании,
Подъем и подлет снизу, и в это же время пулемет Льюиса подтаскивался вниз по
раме, чтобы стрелять вверх с расстояния в 20 -
30 футов. В бою против строя атака с пикированием
использовалась для его рассеивания, а затем он выбирал одну жертву и оставался с
ней один на один. Следует упомянуть что в полете оставаться близко под
ускользающим самолетом в течение времени, достаточного для нанесения удара,
чрезвычайно трудно, и лишь немногим удалось добиться такого мастерства. Это было
и очень опасно: Боллу приходилось быть настороже, чтобы быстро вывернуться, если
подбитый самолет начинал падать.
К 1 октября его счет побед поднялся до 31, и его отправили домой, поскольку
он серьезно нуждался в отдыхе. Как вспоминал Болл о том времени:
LДля того чтобы сбить много LГансов"
, необходимо быть терпеливым и
практически жить в воздухе. Их не так уж много можно встретить и нужно быть
быстрым и ухватить свой шанс, иначе птичка улетит. Иногда совершаешь десять
вылетов в день, а в бой вступить не с кем"
.
Десять вылетов в день - это ведь огромное время налета. К этому следует
добавить ожидание схватки с врагом, риск попасть под наземный огонь и всегда
присутствующая опасность отказа самолета, так что усталость была очень
большой.
Весной 1917 г. Болл стал командиром звена во вновь сформированной эскадрилье
"
56, оснащенной новыми SE.5. Болл скучал по легкости своего LНьюпора"
, и когда
в апреле эскадрилья "
56 перебазировалась во Францию, ему, в знак признания его
выдающихся результатов, разрешили совершать одиночные вылеты на личном LНьюпоре"
23. В групповых боевых вылетах ему, конечно, приходилось летать и на SE.5.
Из следующих 12 побед Болла только две были одержаны на LНьюпоре"
, а все
остальные на SE.5, лучшие качества которого он сумел оценить. 7 мая он не
вернулся с выполнения долгого и трудного боевого задания при плохой видимости.
Тщательное расследование обнаружило, что его самолет не был сбит. Очень устав
после серии вылетов, он почти наверняка сбился с направления в облаках и потерял
управление.
Альберту Боллу приписывают 44 победы. Сюда включают аэростат и 21 разрушенный
самолет (одна победа была совместной), два самолета, потерявших управление, и
20, совершивших вынужденную посадку. Но, в конце концов, его заслуга не в
разрушении техники, а в том, что он был вдохновляющим примером.
Nieuport 17 Альберта Болла