Рудольф Бертольд родился 24 марта 1891 года в семье лесника. Жизнь в
лесной глуши не привлекала молодого баварца, и по окончании школы он выбрал
военную карьеру. Отслужив два года в Брандснбургеком пехотном полку, Рудольф
увлекся романтикой воздушных полетов и в 1913 году добился перевода в авиацию.
С первых дней войны он в качестве летнаба в разведывательном авиаотряде
участвовал в боевых действиях на Западном фронте. За полеты в глубокий тыл
противника во время битвы на Марке Бертольд получил свою первую награду -
Железный крест.
Зимой 1914-1915 годов Рудольф прошел курс обучения в летной школе и в
конце января вернулся в свою часть с дипломом пилота.11 января 1916-го на базе
разведывательного отряда, в котором служил Бертольд, была сформирована
истребительная авиагруппа, одна из первых в германской армии. Рудольф быстро
освоил истребитель "Фоккер" Е. 1 и уже 2 февраля одержал свою первую победу.
16 февраля сбил пятый самолет, войдя в список асов, но вскоре попал в
авиакатастрофу и вернулся на фронт только через три месяца.
В конце августа Бертольда перевели в 4-ю истребительную эскадру. За
сентябрь он увеличил свой счет до 10 побед и был награжден "Голубым крестом
асов" .
До августа 1917-го Рудольф служил на французском участке фронта, где
противник почти не оказывал воздушного противодействия. Но когда в сентябре он
возглавил Яста-18, дравшуюся с англичанами, ему пришлось вести ежедневные
напряженные бои. За месяц его боевой счет удвоился и достиг 28 побед. В начале
октября Бертольду разрывной пулей перебило правую руку. Теряя сознание, он сумел
посадить самолет.
Еще до выздоровления Рудольф получил приказ о своем назначении
командиром 2-го истребительного авиаполка. Несмотря на то, что его рука после
ранения осталась частично парализованной, Бертольд уже в марте 1918-го вновь
приступил к полетам. Освоив новый истребитель "Фоккер" Д.7, он 28 мая одержал
очередную воздушную победу.
10 августа состоялся последний воздушный бой майора Бертольда. К этому
дню на его счету было 42 сбитых самолета противника. Рудольф повел свой полк в
атаку на английские бомбардировщики "Де Хэвилленд", шедшие под прикрытием
истребителей. За несколько минут ему удалось поджечь два "Хэвилленда". Но в
азарте боя пилот не заметил "Сопвич", зашедший ему в хвост. Пулеметная очередь
перебила рулевые тяги, и неуправляемая машина рухнула на землю с высоты 2000
метров. Когда искалеченного летчика извлекли из-под обломков, никто не верил,
что он будет жить. Но вопреки прогнозам врачей, через два месяца Рудольф пошел
на поправку.
О капитуляции Германии Бертольд узнал еще в госпитале. В феврале 1919-го
Рудольф стал комендантом гражданского аэродрома в Добрице. Но, как сказалось,
война для него еще не закончилась. В апреле в Баварии вспыхнула революция.
Коммунистические повстанцы заняли Мюнхен. В ответ на это началось создание
отрядов добровольцев для защиты демократического правительства. Бертольд
сформировал и возглавил "Железную бригаду", которая 1 мая вместе с другими
отрядами выбила повстанцев из Мюнхена.
По окончании гражданской войны Бертольд поселился в Гамбурге, но
революция настигла его и там. В марте 1921-го в городе начались баррикадные бои.
На одной из улиц Рудольфа остановил патруль
повстанцев. От него потребовали
сдать оружие и награды. Бертольд отказался снимать ордена. Тогда его повалили на
землю и задушили лентой от креста "Poir le Merit".
Список побед
Fokker D.VII, пилот -
командир JG II
обер-лейтенант Бертольд, август 1918 г.