Бельке
был менее известен в
англо-говорящем мире,
чем его друг и
современник Макс
Иммельманн, Так
сложилось из-за того,
что Иммельманн воевал в
основном против
англичан, тогда как
большая часть сбитых
самолетов Бельке
вначале были
французскими.
Освальд
Бельке получил
квалификацию летчика 15
августа 1914 г. и
следующие десять
месяцев он летал на "Альбатросах"
В.II с разведывательными
заданиями. После
нескольких безуспешных
боев 4 июля 1915 г. ему
удалось проявить
мастерство и так
развернуть самолет, что
наблюдатель смог
удачно выстрелить и
сбить французский "Моран"
.
Это, возможно, была
всего вторая немецкая
победа в воздушном бою.
Но уже перед этим он
начал летать на
одноместном самолете LФоккер"
Айндвкер.
Прогресс
был медленным. 29
декабря 1915 г. Бельке
вместе с Иммельманн и
еще четыре Айндекера
столкнулись с двумя BE.2.
Самолеты BE.2, хотя и
считались в
Королевском летном
корпусе "индюками"
,
заняли прочную оборону,
и два Айндекера вышли
из боя. В то время как
Иммельманн вел жаркий
бой, Бельке устремился
к другому противнику:
"Это был
прекрасный бой. Я имел
дело со стойким
летчиком, упрямо
защищавшимся. (В
действительности это
был Шолто Дуглас
позднее командовавший
43-й и 84-й эскадрильями и
возглавлявший во время
II мировой войны
Истребительное
авиационное
командование.) Но я
сразу же заставил его
перейти в оборону.
После этого он
попытался уйти от меня,
делая различные
повороты и т.д" а
затем он сделал попытку
достать меня со слабой
стороны (возможно, той
стороны, в которую
Айндекер вынужден был
повернуться против
вращающего момента
двигателя). Но у него
ничего не вышло, а
единственное, чего смог
достичь я, это
заставить его самолет
опуститься ниже - мы
начали на высоте в 2000 м,
и за короткое время я
заставил его
спуститься ниже 1000 м. И,
наконец, он не смог
больше защищаться,
поскольку я смертельно
ранил его наблюдателя"
.
(Здесь Бельке ошибся,
поскольку наблюдатель
Дугласа вышел из строя
из-за воздушной болезни
и его всего
выворачивало прямо на
пилота.)
В этот
момент у Бельке
кончились боеприпасы, к
нему присоединился
Иммельманн, у которого
тотчас заклинило
пулемет. После 45-минутного
боя, с кончавшимся
горючим и теряя масло
из маслосборника,
Дуглас спиралью
спустился почти до
уровня земли и исчез за
своей линией фронта,
виртуозно
продемонстрировав
сельскохозяйственный
полет!
Предшествующий
отрывок был приведен,
чтобы выделить два
момента, первое, что
хорошо управляемый BE.2
не обязательно был
хорошей мишенью, и
второе, что Айндекер
был далеко не "суперистребитель"
.
Восьмую
победу Бельке одержал 12
января 1916г. По более
поздним стандартам его
счет увеличивался
медленно, но в то время
это было открытием,
которое высветило
будущие возможности.
Как и в
остальном, Бельке был
осторожным и
аналитиком. Он понимал,
что следует искать
преимущества, и
постепенно его
тактическое мышление
совершенствовалось.
Это вылилось в его так
называемые LDicta Boelcke"
,
где он определяет
правила воздушного боя,
за что и заслужил титул
LОтца воздушного боя"
.
Как это ни странно, но в
этих правилах нет
упоминания о развороте
Иммельманна, основное
внимание уделено
Достижению внезапности
и наиболее выгодной
позиции. Эти правила
полезны и сегодня, но с
некоторыми изменениями.
Он был также первым, кто
изучал самолеты
противника, используя
экземпляры,
захваченные в летном
состоянии.
Бельке
был больше, чем только
ас-истребитель или
тактик. Он был ведущим (лидером)
в полном смысле слова.
Он сформировал Jasta 2 в
августе 1916 г. и
тщательно обучал своих
летчиков
взаимодействию, прежде
чем допустить их к
полетам против врага.
Он умер 28 октября 1916 г. в
результате
столкновения в воздухе
с одним из своих коллег.
К этому времени на его
счету было 40 побед. Его
титул принял Манфред
фон Рихтхофен, который
удвоил число побед
Бельке, но мало что
добавил к только что
родившемуся искусству
воздушного боя.
Вот как описывает гибель Белке (28 октября 1916 года) Манфред фон Рихтхофен в своей книге "Красный истребитель") :
"Однажды мы летели, в очередной раз ведомые Бельке против врага. Мы всегда чувствовали себя в удивительной безопасности, когда он был с нами. Ведь таких, как он, больше не было.
Погода стояла ветреная и облачная. Кроме боевых машин, других аэропланов не было видно.
Издалека мы заметили в воздухе двух нахальных англичан, которые, казалось, наслаждались этой дрянной погодой. Нас было шестеро, а их двое. Даже если бы их было двадцать и
Бельке дал бы нам сигнал к атаке, мы вовсе не удивились бы.
Завязался обычный бой. Бельке взялся за одного, я - за другого. Мне пришлось отпустить его из-за того, что помешала одна из немецких машин. Я оглянулся и заметил, что Бельке
разделывается со своей жертвой примерно в 200 метрах от меня.
Это было обычным явлением - Бельке дрался с противником, а мне приходилось лишь наблюдать. Рядом с ним летел его хороший друг. Бой был интересным. Оба стреляли. Было похоже, что
англичанин вот-вот упадет.
Вдруг мое внимание привлекло какое-то неестественное движение двух немецких самолетов. Я тут же подумал: "Столкновение". Правда, до сих пор я еще не видел столкновения в воздухе и
представлял его себе иначе. В действительности же две машины просто соприкоснулись. Однако если машины идут на такой огромной скорости, даже при малейшем их контакте происходит
сильнейшее сотрясение.
Бельке отстал от своей жертвы и спускался большими кругами. У меня не было ощущения, что он падает, но, увидев его под собой, я обнаружил, что часть его самолета отвалилась. Я не
мог видеть, что происходило потом. Попав в облака, его машина стала неуправляемой. Она падала. Все это время ее сопровождал преданный друг Бельке.
Когда мы добрались до дома, нас уже ждало известие: "Бельке погиб!" Мы были не в состоянии осознать это. Особенно тяжело переживал человек, который стал свидетелем этой
катастрофы.
Удивительно, все, кто был знаком с Бельке, воображали себя его единственным настоящим другом. Я знал около сорока человек, каждый из которых считал, что только его и любил Бельке.
Иногда человек, которого Бельке не знал даже но имени, был уверен, что именно к нему он особенно расположен. Такого я больше никогда не замечал ни за кем другим. У Бельке совсем не
было личных врагов. Он всегда был одинаково доброжелателен со всеми, без различий.
Единственным более близким к нему человеком, по сравнению с остальными, был тот, кто оказался свидетелем его гибели.
На все Божья воля - таково единственное утешение для души во время войны."
Фоккер E.I Освальда
Бельке, Франция, март 1916 г.