Виктор Федоров родился 11 ноября 1885 года в городе Верном
(Алма - Ата). Отец - Георгий Петрович надворный советник
(преподавал русскую словесность), его мать - Анна Федоровна,
сибирская казачка, занималась воспитанием детей, которых в семье
было девять - 8 сыновей и 1 дочь. Затем семья Федоровых переехала
в Ташкент.
Вскоре Виктор поступил учиться на юридический факультет
Харьковского университета, но был отчислен за принадлежность к
организации социал - демократов. Он вернулся в Ташкент, где в
1906 году был арестован и отправлен в Казалинск, где должен был
состояться суд. По дороге Виктор бежал и в 1908 году был вынужден
эмигрировать из России во Францию.
С началом Первой Мировой войны записался в Иностранный
Легион - на фронт, был пулеметчиком, за отвагу получил чин
капрала. 23 февраля 1915 года он был тяжело ранен. После
выздоровления добился перевода в авиацию ( в то время профессия
летчика по физическим данным стояла намного ниже даже
пехотинца!). Пройдя 4-х месячный курс обучения в Дижоне, был
определен в тыловую транспортную часть.
Лишь в начале 1916 года, когда развернулись особенно
ожесточенные бои под Верденом, Федоров добился перевода на фронт
- в знаменитую эскадрилью "Аистов". Там, летая на двухместном
"Кодроне", 21 февраля он одержал свою первую победу . Находясь в
составе этой авиагруппы, в период битвы под Верденом в 1916 году
за 16 дней в 9 боях Федоров сбил 8 немецких аэропланов, за что
получил высшие награды французской армии. Немцы, назвав его
"русским воздушным казаком Вердена", начали долгую и безуспешную
охоту за ним.
"Сержант Федоров - пилот, полный отваги и смелости, никогда
не упускает случая атаковать немецкие аэропланы..." - так
начинался приказ маршала Жоффра о награждении Военной медалью
Виктора Федорова, - "14 марта 1916 года атаковал в одиночку 4
самолета противника. Три обратил в бегство, 4-й посадил на своей
территории (это его третья победа). Самолет Федорова получил 17
пуль. 19 марта в первом полете атаковал три самолета, во втором -
четыре. Оба раза заставил неприятеля обратиться в бегство. 21
марта сбил неприятельский аэроплан, упавший в наших линиях".
Федоров становится одним из наиболее популярных авиаторов
Франции, получив 3-х дневный отпуск, он едет в Париж. Вернувшись
на фронт продолжает счет своих побед. 1 апреля им сбит еще один
самолет, но и его машина получила тяжелые повреждения. Федоров с
трудом посадил израненный, почти неуправляемый самолет. На
следующий день в бою с тремя "Фоккерами" он сбивает еще одного,
но получает пулю в ногу и попадает в госпиталь.
Русский патриот, он всей душой стремился на Родину, говорил:
"Теперь, после выздоровления - только в Россию. Очень уже здесь
"выслужился", - все военные награды французской армии получил в
две недели. А у меня также безумное желание послужить России,
- там и умереть страшно не будет. Мне и здесь не страшно, Но ведь
не свой - чужой я для них. И никогда своим не буду. А в России
ушел бы весь в разрушительную работу - бить и бить немца".
Федоров и во Франции оставался истинно русским человеком,
отчаянно тосковавшим по родине. По воспоминаниям Э.И.Меоса он был
"... славный малый, очень спокойный, чертовски отважный, среднего
роста красивый брюнет с твердым взглядом черных глаз, человек
большой культуры. При первом же знакомстве производил сильнейшее
впечатление - голос у него был великолепный, с таким только в
опере петь. Помню, когда мы стояли в богатом замке на Сомме, он
уходил далеко в сад и пел русские песни. Да как пел ! Слезы на
глаза навертывались..."
Но в Россию ему путь пока еще закрыт, его прошлые
политические дела не позволяют вернуться на Родину. После
выздоровления он отправляется с французской миссией в Румынию.
Там Виктор одерживает очередную победу, за что был представлен к
Ордену Святого Владимира. Лишь, в январе 1917 года, его наконец
то, отправляют в Одессу, обучать русских летчиков высшему
пилотажу и тактическим приемам воздушного боя. В конце мая 1917
года Федоров получает назначение в 9-й корпусный отряд, который
входил в истребительную группу Е.Н.Крутеня. Вскоре после этого в
сводке боевых действий появилось сообщение: "15 июня 1917 года
летчик Федоров атаковал в районе Сморгонь - Крепо немецкий самолет
и прогнал его, потом атаковал другого противника и победил его -
с большим снижением он быстро полетел к своим окопам". В составе
9-го отряда Федоров одержал одну официальную победу и вскоре был
переведен в Севастопольскую авиашколу, где пробыл тоже недолго.
Вскоре он вернулся во Францию и противник снова стал
узнавать его в бою по особому почерку. В одной из схваток Виктор
сбил двухместный аэроплан. 28 июля 1918 года был опубликован
приказ о награждении Федорова орденом Почетного Легиона. В
августе он был снова ранен в бою, но через три недели вернулся в
строй. 9 октября 1918 года, бросившись на помощь
бомбардировщикам, сражавшимся с неприятелем, "сбил один из
истребителей, упавший в пламени". 10 октября, атакованный тремя
"фоккерами" и раненый во время боя, тем не менее сумел вернуться
на свой аэродром на самолете со множеством пробоин. В ноябре,
вернувшись из госпиталя, выполнил несколько полетов.
7 ноября 1918 года Виктор Федоров, вылетев на "свободную
охоту", недалеко от линии фронта встретил группу из нескольких
десятков бомбардировщиков противника, конвоируемых истребителями.
Других французских самолетов в воздухе не было и несмотря на то,
что атака столь сильного противника в одиночку была равносильна
самоубийству, он решил атаковать ! В первый же момент Федоров
сбил бомбардировщик, за ним второй. Строй армады разрушился и
Федорова атаковали со всех сторон юркие "фоккеры"... Упал на
землю еще один вражеский самолет...
Легенды, сложенные об этом бое, утверждают, что было сбито
Федоровым 4, даже 6 самолетов противника... Но разве способен
один человек уничтожить такую армаду ? Следом за немцами падает
на вражескую территорию в дыму и огне легендарный русский летчик
- "воздушный казак Вердена"...
В тот же день германские парламентеры отправились к маршалу
Фошу для переговоров о перемирии. До конца Первой мировой войны
оставалось всего 4 дня...
На счету русского летчика Виктора Федорова числилось 11
официальных побед, а общее число сбитых им вражеских аэропланов
(с учетом не засчитанных), приближалось к 20. Долгое время
считалось, что Виктор Федоров погиб в том бою. Однако это было не
так.
Сумев посадить израненную машину он, при попытке перейти
линию фронта, был взят в плен. Поскольку никаких документов при
нем не было обнаружено немцы отправили его в лагерь как шпиона.
Там он провел несколько кошмарных месяцев, пока его все же не
освобождают. Однако, во Францию он вернулся с подорванным
здоровьем и скоро умирает.