Уголок неба ¦ Габер-Влынский Адам Мечиславович

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
   главная люди и авиация асы первой мировой зарубежные страны
      Габер-Влынский Адам Мечиславович
       
Страна: Польша
Годы жизни: 1886-1921

Родился в Львове в 1886 году, в бедной польской семье. Ещё ребёнком ушёл из семьи и в начале века стал велогонщиком. Среди других, более известных велосипедистов, впоследствии авиаторов, таких как С.Уточкин и А.Докучаев, он считался "спринтером средней силы".

Неоднократно участвовал в соревнованиях на Михайловском манеже, на треках Варшавы и Львова, но без особого успеха. Сильно нуждаясь, Габер-Влынский одно время подрабатывал переписчиком в велосипедном магазине.

Накопив некоторую сумму, он по примеру других уехал во Францию, где учился авиации у Блерио и Фармана. В Россию вернулся в 1910 г. с "Фарманом-4". Только с появлением в 1911 г. на Ходынке началось систематическое обучение лётчиков. В то время первый лётчик-инструктор Московской авиашколы был уже достаточно опытным авиатором, т.к. обучаясь во Франции, он познакомился с разными методиками обучения. Где он сам получил лётный диплом-неизвестно. В списке авиаторов, получивших дипломы ИВАК в 1910-е годы его фамилии нет. В 1910 г. он ещё числился членом отдела аэроклуба в Ростове-на-Дону и, видимо, планировал открыть там авиашколу. Во второй половине 1910 г. он успешно гастролировал в Вильнюсе, Ростове, Закавказье. Планировал дальний перелёт Ростов-Новочеркасск. Особенно ярко его мастерство проявилось на авиационной неделе в Баку. Заняв по итогам недели третье место после Ефимова и Васильева, Габер-Влынский был приглашён ИМОВ на работу инструктором во вновь открывшуюся авиашколу.

Позже он стал старшим лётчиком-сдатчиком на "Дукс" и проводил самые сложные и ответственные испытания новых самолётов завода. Его спортивные достижения были самой лучшей реклмой продукции завода. Спортивная карьера А.Габер-Влынского достигла своего пика в 1913 г. После зимних полётов на лыжах, менее чем за месяц он установил шесть Всероссийских рекордов. В июне на 3-й авиационной неделе он стал лучшим и получил Золотой кубок из рук Великого Князя Александра Михайловича. В обзоре русской авиации за 1913 г. отмечалось:"все проходившие в то время состязания показали, что лучшим лётчиком-спортсменом России надо признать Адама Мечиславовича Габер-Влынского".

В 1914 г. шеф-пилот "Дукса" Габер-Влынский оказался во Франции для обучения петлям и полётам вниз головой" по персональному приглашению хозяина известной авиастроительной фирмы Леона Морана. Обучаясь делать "мёртвые петли и летать вниз головой" в Париже у Роллана Гарро и Виллакубли, Габер-Влынский стал усиленно тренироваться в этом искусстве и вскоре настолько овладел им, что французы прозвали его "русским дьяволом" и избрали членом престижнейшего общества пионеров авиации "Старые волки". Весной 1914 г., вернувшись в Москву, Габер-Влынский продемонстрировал на Ходынке весь комплекс высшего пилотажа, в том числе фигуру, известную сейчас, как "колокол". Вторым после Нестерова в России он сделал "мёртвую петлю". 14 апреля он сделал в два приёма пятнадцать "мёртвых петель" Ещё более эффектными стали полёты в Санкт-Петербурге 21-22 апреля перед открытием 4-й Всероссийской авиационной недели. 4 мая в Киеве он сделал более 14 петель.

Начавшаяся Первая мировая война прервала его успешную спортивную карьеру. Уроженец Львова, оставаясь подданным Австро-Венгрии, он не мог участвовать в боевых действиях, да и не слишком стремился. Он продолжал свою лётную деятельность на Ходынке, сдавая самолёты и обучая лётчиков, изредка участвуя в показательных полётах в Петрограде.

Семнадцатый год круто изменил его судьбу. Хорошо заработав на удачной лётной карьере, "классово чуждый" авиатор не мог долго сотрудничать с новой властью, хотя и вошёл в Московский комитет по авиации, и некоторое время числился помощником командующего МВО по авиации.

После классовых чисток в авиашколе он уехал в Польшу, сдав на Ходынке свой последний "Фарман-30" "Дукса" 24 ноября 1918 г. В Люблине Габер-Влынский работал заводским лётчиком-испытателем и инструктором Высшей школы пилотов. За короткий срок подготовил более 300 польских лётчиков.

Адам Мечиславович Габер-Влынский разбился 21 июня 1921года в Люблине, испытывая первый экземпляр лицензионного итальянского самолёта Ансальдо "Балила".



Уголок неба. 2009 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100