Родился в Львове в 1886 году, в бедной
польской семье. Ещё ребёнком ушёл из семьи и в начале века стал
велогонщиком. Среди других, более известных велосипедистов, впоследствии
авиаторов, таких как С.Уточкин и А.Докучаев, он считался "спринтером
средней силы".
Неоднократно участвовал в
соревнованиях на Михайловском манеже, на треках Варшавы и Львова, но без
особого успеха. Сильно нуждаясь, Габер-Влынский одно время подрабатывал
переписчиком в велосипедном магазине.
Накопив некоторую сумму, он по примеру
других уехал во Францию, где учился авиации у Блерио и Фармана. В Россию
вернулся в 1910 г. с "Фарманом-4". Только с появлением в 1911 г. на
Ходынке началось систематическое обучение лётчиков. В то время первый
лётчик-инструктор Московской авиашколы был уже достаточно опытным
авиатором, т.к. обучаясь во Франции, он познакомился с разными
методиками обучения. Где он сам получил лётный диплом-неизвестно. В
списке авиаторов, получивших дипломы ИВАК в 1910-е годы его фамилии нет.
В 1910 г. он ещё числился членом отдела аэроклуба в Ростове-на-Дону и,
видимо, планировал открыть там авиашколу. Во второй половине 1910 г. он
успешно гастролировал в Вильнюсе, Ростове, Закавказье. Планировал
дальний перелёт Ростов-Новочеркасск. Особенно ярко его мастерство
проявилось на авиационной неделе в Баку. Заняв по итогам недели третье
место после Ефимова и Васильева, Габер-Влынский был приглашён ИМОВ на
работу инструктором во вновь открывшуюся авиашколу.
Позже он стал старшим лётчиком-сдатчиком на "Дукс" и проводил самые сложные и ответственные
испытания новых самолётов завода. Его спортивные достижения были самой
лучшей реклмой продукции завода. Спортивная карьера А.Габер-Влынского
достигла своего пика в 1913 г. После зимних полётов на лыжах, менее чем
за месяц он установил шесть Всероссийских рекордов. В июне на 3-й
авиационной неделе он стал лучшим и получил Золотой кубок из рук
Великого Князя Александра Михайловича. В обзоре русской авиации за 1913
г. отмечалось:"все проходившие в то время состязания показали, что
лучшим лётчиком-спортсменом России надо признать Адама Мечиславовича
Габер-Влынского".
В 1914 г. шеф-пилот "Дукса" Габер-Влынский оказался во Франции для обучения петлям и полётам вниз
головой" по персональному приглашению хозяина известной авиастроительной
фирмы Леона Морана. Обучаясь делать "мёртвые петли и летать вниз
головой" в Париже у Роллана Гарро и Виллакубли, Габер-Влынский стал
усиленно тренироваться в этом искусстве и вскоре настолько овладел им,
что французы прозвали его "русским дьяволом" и избрали членом
престижнейшего общества пионеров авиации "Старые волки". Весной 1914 г.,
вернувшись в Москву, Габер-Влынский продемонстрировал на Ходынке весь
комплекс высшего пилотажа, в том числе фигуру, известную сейчас, как
"колокол". Вторым после Нестерова в России он сделал "мёртвую петлю". 14
апреля он сделал в два приёма пятнадцать "мёртвых петель" Ещё более
эффектными стали полёты в Санкт-Петербурге 21-22 апреля перед открытием
4-й Всероссийской авиационной недели. 4 мая в Киеве он сделал более 14
петель.
Начавшаяся Первая мировая война
прервала его успешную спортивную карьеру. Уроженец Львова, оставаясь
подданным Австро-Венгрии, он не мог участвовать в боевых действиях, да и
не слишком стремился. Он продолжал свою лётную деятельность на Ходынке,
сдавая самолёты и обучая лётчиков, изредка участвуя в показательных
полётах в Петрограде.
Семнадцатый год круто изменил его
судьбу. Хорошо заработав на удачной лётной карьере, "классово чуждый"
авиатор не мог долго сотрудничать с новой властью, хотя и вошёл в
Московский комитет по авиации, и некоторое время числился помощником
командующего МВО по авиации.
После классовых чисток в авиашколе он
уехал в Польшу, сдав на Ходынке свой последний "Фарман-30" "Дукса" 24
ноября 1918 г. В Люблине Габер-Влынский работал заводским
лётчиком-испытателем и инструктором Высшей школы пилотов. За короткий
срок подготовил более 300 польских лётчиков.
Адам Мечиславович Габер-Влынский
разбился 21 июня 1921года в Люблине, испытывая первый экземпляр
лицензионного итальянского самолёта Ансальдо "Балила".
|