Уголок неба ¦ Жорж Гинемер

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
   главная люди и авиация асы первой мировой зарубежные страны
    Жорж Гинемер
       
Страна: Франция
Годы жизни: 1894-1917

«Свирепый Демон» - так прозвали этого зловещего, неулыбчивого французского летчика первой мировой войны. У германских пилотов его имя вызывало страх, а среди однополчан и командования Armee de VAir (французских ВВС) -благоговейное уважение. Невысокого роста, с мертвенно-бледным лицом, он был тяжело болен туберкулезом, но это не помешало ему участвовать в 600 воздушных боях и одержать 53 официальные победы, еще 35 числятся как правдоподобные.

* **

Жорж Мария Людовик Жуль Гинемер (Georres Marie Ludovic Jules Genemer) родился в Париже на улице Ла Тур 24 декабря 1894 г. Младший сын в семье отставного офицера французской армии, Жорж, имел слабое здоровье и нередко болел. Тем не менее, он рос любознательным и увлекался в школе механикой, вместе со школьным другом Жаном Кребсом, сыном директора завода фирмы Panchard, он часто пропадал в цехах предприятия. Вскоре он неплохо разбирался в автомобильных моторах, привлекла юношу и зарождавшаяся тогда авиация.

Гинемер, бывший весьма амбициозным ребенком, с детства мечтал прославиться на военном поприще и очень гордился своим происхождением. Его предки сражались под знаменами Карла Великого в VIII—IX вв, участвовали в крестовых походах, покоряли Европу в эпоху наполеоновских войн.

В 1911 г. Жорж по «знакомству» в качестве пассажира поднялся в небо на «Фармане» во время одного из перелетов в ходе Европейского авиационного состязания. Это событие и определило его дальнейшую судьбу: он твердо решил стать летчиком и все свободное время проводил на аэродроме.

С началом первой мировой войны Жорж пять раз пытался записаться в армию, но получал отказы из-за слабого здоровья и невысокого роста. Вскоре его целеустремленность была вознаграждена: по совету знакомого летчика он едет в местечко Па и поступает в школу авиамехаников. Но ему хотелось летать...

После многочисленных рапортов солдат 2-го класса Гинемер 23 ноября 1914 г. зачисляется курсантом в школу пилотов, где с января 1915 г. его «летающей партой» становится «Блерио-Пингвин». В марте Жоржа перевели в летную школу в Аворде для совершенствования навыков пилотажа на разных типах самолетов.
Через два месяца Гинемер с группой выпускников в начале мая попадает в резерв командующего авиацией. Ровно через месяц, уже в звании капрала (сароral), его направляют в эскадрилью MS3, оснащенную монопланами-парасоль «Моран-Солнье».

 Выполнив серию тренировочных полетов под руководством Жюля Ведринье, Жорж получил в свое распоряжение самолет, который назвал «Старый Шарль» (Vieux Charles) в память о переведенном в Сербию опытном пилоте Шарле Боннэре.

Впервые Гинемер встретился лицом к лицу с воздушным противником 19 июля 1915 г. В тот день, вылетев вместе с механиком Гуерде, он направился на перехват немецкого разведчика. Догнав его над линией фронта, он зашел ему в хвост, а механик открыл огонь из пулемета. Но успеха достичь не удалось: после полусотни выстрелов пулемет заело, а немец ушел со снижением под защиту своих зениток. Впрочем «дебютанты» вскоре обнаружили еще одну «дичь»: экипаж немецкого «Авиатика» что-то увлеченно рассматривал на французской территории и явно не замечал появившегося противника. Жорж спикировал на «бошей», зайдя сзади-снизу, механик к этому времени смог оживить оружие и открыл огонь. «Авиатик» тут же вошел в нисходящую спираль, а немецкий наблюдатель начал отстреливаться из карабина. В меткости ему не откажешь, он дважды попал в Гуерде: одна пуля зацепила шлем, не задев головы, а другая - руку. Но пулемет французов строчил, не переставая, и через 10 мин после начала боя война для обоих немцев закончилась: летчик был смертельно ранен, а наблюдатель попал в плен.

21 июля Гинемеру присвоили звание сержант (sergent) и наградили «Военной Медалью» (Medaille Militaire). Жорж расценил это как доброе предзнаменование и решил в дальнейшем не менять счастливого имени на своих самолетах. Командование не только наградой отметило молодого пилота, с середины сентября ему стали поручать доставку агентов за линию фронта и их возвращение назад.

В ноябре-декабре 1915 г. эскадрилью перевооружили на истребители «Ньюпор»Х, присвоив ей обозначение N3. «Ньюпоры» представляли собой одно- и двухместные полуторапланы с полотняной обшивкой, вооруженные 1-2 пулеметами, их максимальная скорость доходила до 140 км/ч, а потолок - 4500 м.Новый самолет больше подходил для ведения воздушного боя, и счет побед летчика довольно быстро возрос. 5 декабря он сбил второй «Авиатик», 8-го - его добычей стал LVG, а 14-го, действуя в паре с капралом Букье, он «завалил» немецкий истребитель «Фоккер»Е.

В день своего совершеннолетия Гинемер стал кавалером «Ордена Почетного Легиона» (Legion d'Honneur), а его 4 победы были отмечены «Военным Крестом» (Croix de Guerre) с четырьмя золотыми пальмовыми ветвями. В январе 1916 г. нелетная погода мало способствовала увеличению числа побед и поэтому следующий успех пришел к Жоржу только 3 февраля, когда ему удалось сбить сразу два LVG, а еще один, 5-го числа того же месяца. Эти успехи не остались незамеченными и 4 марта Гинемера произвели в су-лейтенанты (suos-lieutenant). Тогда же, в начале марта, эскадрилья получила новые «Ньюпор»Х1.

В отличие от «десятки», это были настоящие истребители: одноместные, с жесткой бипланной коробкой крыльев, выдерживавшей значительные перегрузки. Но неплохая маневренность, легкость управления и хорошие скоростные данные в определенной степени обесценивались неудачным размещением вооружения над верхним крылом. Это затрудняло в бою перезарядку пулемета, имевшего магазинное питание.

13 марта Гинемер вылетел на новом истребителе на боевое задание вместе с командиром эскадрильи капитаном Брокером и лейтенантом Деллином (впоследствии одержал 20 побед). На этот раз Жоржу не повезло: одна из пуль попала ему в руку, а вторая - в голову. С трудом дотянув до своего аэродрома, он посадил изрешеченный пулями самолет, но вылезти из кабины сил не хватило...

Из госпиталя ас вернулся спустя полтора месяца, но рука не до конца зажила и его отправили в отпуск для поправки здоровья. По некоторым сведениям, один из друзей Гинемера скрытно от руководства перегнал самолет на поле рядом с домом родителей, находившимся в прифронтовой полосе, и Жорж тайком летал в район боев. Возвратившемуся в строй после отпуска Гинемеру была доверена честь нести знамя военной авиации Франции во время торжественной церемонии, проходившей 13 мая 1916 г. на аэродроме Дижона.

В начале лета 1916 г. эскадрилья получила новые «Ньюпор» Х\/II, являвшиеся для своего времени чрезвычайно удачными истребителями. Высокая скорость (до 170 км/ч) и великолепная маневренность сделали их весьма популярными среди пилотов Антанты. Освоил новый истребитель и Гинемер. В первое время он избегал ввязываться в воздушные схватки - сказывались психологические последствия ранений. Но вскоре он преодолел поселившийся в душе страх, и 22 июня 1916 г. его добычей стал германский LVG. Но 6 июля в единоборстве с немецкими истребителями Жоржу опять не повезло: он был легко ранен, а на его самолете немецкие пули перебили две расчалки и разбили винт. Стараясь не потерять скорость, Гинемер аккуратно спланировал на луг и посадил поврежденный «Ньюпор».

Через 4 дня, вылетев на «взятом взаймы» самолете, Гинемер сбил еще один LVG, доведя свой счет до 10 побед. «Безлошадным» он оставался недолго: 28 июля повел в бой новую машину. Неотрегулированный синхронизатор подвел пилота: первая же очередь, выпущенная из пулемета, в щепки разнесла пропеллер истребителя. Пришлось срочно садиться, но вместе с ним шел вниз и горящий германский LVG...

К концу августа 1916 г. на счету Гинемера было 14 побед, а за период с июня 1915 г. по июль 1916 г. его имя 11 раз упоминалось в приказах по армии.

27 августа Гинемер получает один из трех первых истребителей «СПАД» S VII, отправленных на фронтовые испытания. Благодаря 140-сильному рядному двигателю самолет превосходил по летным данным любого противника. Облетав его, Жорж пришел в восторг, и, по словам сослуживцев, «был счастлив, как ребенок, которому подарили долгожданную игрушку».

Вылетев на «спаде» 4 сентября, ас сбил «Авиатик», а 15-го - «Румплер». 22 сентября, возвращаясь из рейда за линию фронта, Жорж увидел «фоккер» и молниеносной атакой, занявшей 30 с, отправил вниз и его. Так как самолет упал на вражеской территории, то победу не засчитали. Впрочем, на следующий день Гинемер свалил сразу трех в течение всего 3 мин!! После такой внушительной демонстрации летного мастерства и огневой подготовки предыдущая победа перешла в разряд «правдоподобных». Но это было уже потом...

...Когда третий «фоккер», оставляя шлейф дыма, врезался в землю, внезапно открыла огонь французская зенитная артиллерия. По неписанным законам войны в подобных ситуациях своим всегда достается больше! Первый же 75-мм снаряд угодил в верхнее крыло и, разорвавшись, снес стойки. К месту падения самолета вскоре прибежали солдаты, но Жорж, к счастью отделавшийся только ушибами, уже выбрался из-под обломков. Чтобы сгладить вину подчиненных, дивизионный генерал устроил торжественное построение в честь сбитого аса, затем последовал обед с шампанским, и, наконец, вечером порядком набравшегося героя, чудом избежавшего гибели, отвезли на машине комдива в часть.

В октябре 1916 г. эскадрилья вновь сменила обозначение, и стала называться SPA3. Теперь она в полном составе была перевооружена «СПАДами». В конце декабря Жорж вместе с конструктором Луи Бешеро участвует в разработке истребителя SPAD S XII, вооруженного 37-мм пушкой.

24 января 1917 г. ему в шестой раз удается сбить в одном бою два самолета, при посадке на замерзшую пашню рядом со своей жертвой его истребитель ломает колесо и капотирует, сам пилот отделывается лишь легким испугом. Но небо зовет, и спустя два дня на истребителе своего друга Букье, на высоте 3800 м, он перехватил двухместный разведчик «Альбатрос». На десятом выстреле пулемет заклинило, и чтобы не попасть под огонь стрелка, пришлось уйти немцу под «брюхо». Попытки перезарядить оружие оказались тщетными, но экипаж разведчика запаниковал и поспешил приземлиться на французской территории, хотя по нему уже никто не стрелял.

8 февраля Жорж сразил германскую двухмоторную «Готу»G.III, а спустя 10 дней, был произведен в капитаны. 16 марта он выиграл в течение дня три боя. 4 мая на его счету уже было 38 побед, но, атакуя в тот день двухместный «Альбатрос», он слишком близко подошел к уже горящему противнику. Ответный огонь стрелка был точным, и поврежденный «спад» с изрешеченным фюзеляжем пошел вниз. Но французу все же удалось дотянуть домой.

Рекордным для аса стал день 25 мая 1917 г., за три боевых вылета он уничтожил 4 вражеских самолета: 2 разведчика LVG, 1 DFW и 1 «фоккер». За эти победы Жорж Гинемер был представлен к званию офицера «Ордена Почетного Легиона» с вручением орденской ленты. 14 июля пилот приехал в Париж на завод фирмы SPAD за новым пушечным истребителем «СПАД» S XII. В тот же день он удостаивается золотой медали аэроклуба Франции (Medaille d'or de I'Aero-Club de France): на его счету 45 побед и два ранения, а его имя не менее 20 раз упоминалось в приказах по армии.

5 июля Гинемер впервые вылетел на новом истребителе. После недолгого поиска он встретил тройку DFW, но огонь стрелков оказался довольно точным и самолет был поврежден. Пока ремонтировали «двенадцатый», пилот пересел на старую «семерку» и вновь добился успеха: его жертвами стали 2 DFW и «Альбатрос». Но вскоре начало сказываться переутомление, и врачи уложили Жоржа в госпиталь.

Отдых, как и ремонт машины, закончились 23 июля, и спустя 4 дня Жорж первым же выпущенным снарядом в клочья разнес «Альбатрос». Но следующая, 50-я, победа далась не легко: огнем стрелков германского DFW истребитель был снова поврежден. 15 августа «птичка с пушкой» вернулась в строй, но вскоре после очередного «дубля» (две победы в течение одного дня) самолет опять попал к ремонтникам.

Во второй декаде августа Гинемер получает новейший SPAD S XIII и 20 августа одерживает на нем свою 53-ю победу, но при посадке врезается в английский DH-4. С этого момента Жоржем овладевает непроходящая депрессия: жизненный путь пройден и его ждут одни неудачи. 24 августа он уезжает в Париж на завод, где ремонтируют его пушечный истребитель. В беседе с другом он делится мыслями о близкой смерти. Между тем ремонт еще не окончен. Вернувшись в часть 4 сентября, он вылетает на следующий день на «СПАДе» XIII, и вновь неудача: в ходе атаки оба его пулемета отказали из-за обрыва спускового поводка, а вражеский стрелок и на этот раз не промахнулся.

Еще один неудачный бой он провел 8 сентября, на следующий день была нелетная погода и он смог подняться в небо только 10-го. Но для чего? Чтобы спокойно взирать на гримасы фортуны? В первом вылете у него сразу после взлета отказал водяной насос и закипевшая вода в радиаторе вынудила пойти на посадку. Bo-втором его самолет получил три пулевых пробоины. Третий - едва не привел к катастрофе: пожар двигателя в воздухе из-за неисправности карбюратора.

11 сентября стал последним днем в этой череде неудач, постигшей французского аса. В 8.30 утра он вылетел в паре с ведомым. Над линией фронта они обнаружили «Авиатик» и Гинемер пошел в атаку, а ведомый остался патрулировать над позициями. Увидев восьмерку немецких истребителей, он ушел от них пикированием. Его последующие поиски командира не дали результатов. На свой аэродром капитан Гинемер так и не вернулся...

Позже стали известны некоторые обстоятельства гибели аса. После разделения с ведомым его самолет атаковала группа немецких истребителей. Произошла короткая схватка и горящий «СПАД» упал в районе позиций 413-го германского пехотного полка. На место падения были посланы санитар и два солдата, которые установили из документов убитого, что это капитан Гинемер. Пилота поразили три пули - в голову, плечо (по другим данным в сердце) и ногу.

Начавшаяся на следующее утро артподготовка продолжалась две недели. Разрывы снарядов так перепахали местность, что от могилы аса и обломков его самолета ничего не осталось. Вскоре после этого с немецкого самолета был сброшен вымпел с уведомлением о гибели Гинемера в воздушном бою, а во второй половине октября французское командование официально объявило о его смерти. 19 октября 1917 г. единогласным решением парламент постановил занести имя капитана Гинемера в Пантеон Славы, как «символ стремления и энтузиазма нации», а в Доме Инвалидов в Париже выставили его «СПАД» S VII, который решили сохранить в память о национальном герое.


Ньюпор Х, пилот - Гинемер, декабрь 1915 года.



Текст (с) Сергей Алексеев



Уголок неба. 2007 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100