«Свирепый Демон» - так прозвали этого
зловещего, неулыбчивого французского летчика первой мировой войны. У
германских пилотов его имя вызывало страх, а среди однополчан и
командования Armee de VAir (французских ВВС) -благоговейное уважение.
Невысокого роста, с мертвенно-бледным лицом, он был тяжело болен
туберкулезом, но это не помешало ему участвовать в 600 воздушных боях и
одержать 53 официальные победы, еще 35 числятся как правдоподобные.
* **
Жорж Мария Людовик Жуль Гинемер (Georres
Marie Ludovic Jules Genemer) родился в Париже на улице Ла Тур 24 декабря
1894 г. Младший сын в семье отставного офицера французской армии, Жорж,
имел слабое здоровье и нередко болел. Тем не менее, он рос
любознательным и увлекался в школе механикой, вместе со школьным другом
Жаном Кребсом, сыном директора завода фирмы Panchard, он часто пропадал
в цехах предприятия. Вскоре он неплохо разбирался в автомобильных
моторах, привлекла юношу и зарождавшаяся тогда авиация.
Гинемер, бывший весьма амбициозным
ребенком, с детства мечтал прославиться на военном поприще и очень
гордился своим происхождением. Его предки сражались под знаменами Карла
Великого в VIII—IX вв, участвовали в крестовых походах, покоряли Европу
в эпоху наполеоновских войн.
В 1911 г. Жорж по «знакомству» в качестве
пассажира поднялся в небо на «Фармане» во время одного из перелетов в
ходе Европейского авиационного состязания. Это событие и определило его
дальнейшую судьбу: он твердо решил стать летчиком и все свободное время
проводил на аэродроме.
С началом первой мировой войны Жорж пять
раз пытался записаться в армию, но получал отказы из-за слабого здоровья
и невысокого роста. Вскоре его целеустремленность была вознаграждена: по
совету знакомого летчика он едет в местечко Па и поступает в школу
авиамехаников. Но ему хотелось летать...
После многочисленных рапортов солдат 2-го
класса Гинемер 23 ноября 1914 г. зачисляется курсантом в школу пилотов,
где с января 1915 г. его «летающей партой» становится «Блерио-Пингвин».
В марте Жоржа перевели в летную школу в Аворде для совершенствования
навыков пилотажа на разных типах самолетов.
Через два месяца Гинемер с группой выпускников в начале мая попадает в
резерв командующего авиацией. Ровно через месяц, уже в звании капрала (сароral),
его направляют в эскадрилью MS3, оснащенную монопланами-парасоль «Моран-Солнье».
Выполнив серию тренировочных полетов
под руководством Жюля Ведринье, Жорж получил в свое распоряжение
самолет, который назвал «Старый Шарль» (Vieux Charles) в память о
переведенном в Сербию опытном пилоте Шарле Боннэре.
Впервые Гинемер встретился лицом к лицу с
воздушным противником 19 июля 1915 г. В тот день, вылетев вместе с
механиком Гуерде, он направился на перехват немецкого разведчика. Догнав
его над линией фронта, он зашел ему в хвост, а механик открыл огонь из
пулемета. Но успеха достичь не удалось: после полусотни выстрелов
пулемет заело, а немец ушел со снижением под защиту своих зениток.
Впрочем «дебютанты» вскоре обнаружили еще одну «дичь»: экипаж немецкого
«Авиатика» что-то увлеченно рассматривал на французской территории и
явно не замечал появившегося противника. Жорж спикировал на «бошей»,
зайдя сзади-снизу, механик к этому времени смог оживить оружие и открыл
огонь. «Авиатик» тут же вошел в нисходящую спираль, а немецкий
наблюдатель начал отстреливаться из карабина. В меткости ему не
откажешь, он дважды попал в Гуерде: одна пуля зацепила шлем, не задев
головы, а другая - руку. Но пулемет французов строчил, не переставая, и
через 10 мин после начала боя война для обоих немцев закончилась: летчик
был смертельно ранен, а наблюдатель попал в плен.
21 июля Гинемеру присвоили звание сержант
(sergent) и наградили «Военной Медалью» (Medaille Militaire). Жорж
расценил это как доброе предзнаменование и решил в дальнейшем не менять
счастливого имени на своих самолетах. Командование не только наградой
отметило молодого пилота, с середины сентября ему стали поручать
доставку агентов за линию фронта и их возвращение назад.
В ноябре-декабре 1915 г. эскадрилью
перевооружили на истребители «Ньюпор»Х, присвоив ей обозначение N3. «Ньюпоры»
представляли собой одно- и двухместные полуторапланы с полотняной
обшивкой, вооруженные 1-2 пулеметами, их максимальная скорость доходила
до 140 км/ч, а потолок - 4500 м.Новый самолет больше подходил для
ведения воздушного боя, и счет побед летчика довольно быстро возрос. 5
декабря он сбил второй «Авиатик», 8-го - его добычей стал LVG, а 14-го,
действуя в паре с капралом Букье, он «завалил» немецкий истребитель «Фоккер»Е.
В день своего совершеннолетия Гинемер стал
кавалером «Ордена Почетного Легиона» (Legion d'Honneur), а его 4 победы
были отмечены «Военным Крестом» (Croix de Guerre) с четырьмя золотыми
пальмовыми ветвями. В январе 1916 г. нелетная погода мало способствовала
увеличению числа побед и поэтому следующий успех пришел к Жоржу только 3
февраля, когда ему удалось сбить сразу два LVG, а еще один, 5-го числа
того же месяца. Эти успехи не остались незамеченными и 4 марта Гинемера
произвели в су-лейтенанты (suos-lieutenant). Тогда же, в начале марта,
эскадрилья получила новые «Ньюпор»Х1.
В отличие от «десятки», это были настоящие
истребители: одноместные, с жесткой бипланной коробкой крыльев,
выдерживавшей значительные перегрузки. Но неплохая маневренность,
легкость управления и хорошие скоростные данные в определенной степени
обесценивались неудачным размещением вооружения над верхним крылом. Это
затрудняло в бою перезарядку пулемета, имевшего магазинное питание.
13 марта Гинемер вылетел на новом
истребителе на боевое задание вместе с командиром эскадрильи капитаном
Брокером и лейтенантом Деллином (впоследствии одержал 20 побед). На этот
раз Жоржу не повезло: одна из пуль попала ему в руку, а вторая - в
голову. С трудом дотянув до своего аэродрома, он посадил изрешеченный
пулями самолет, но вылезти из кабины сил не хватило...
Из госпиталя ас вернулся спустя полтора
месяца, но рука не до конца зажила и его отправили в отпуск для поправки
здоровья. По некоторым сведениям, один из друзей Гинемера скрытно от
руководства перегнал самолет на поле рядом с домом родителей,
находившимся в прифронтовой полосе, и Жорж тайком летал в район боев.
Возвратившемуся в строй после отпуска Гинемеру была доверена честь нести
знамя военной авиации Франции во время торжественной церемонии,
проходившей 13 мая 1916 г. на аэродроме Дижона.
В начале лета 1916 г. эскадрилья получила
новые «Ньюпор» Х\/II, являвшиеся для своего
времени чрезвычайно удачными истребителями. Высокая скорость (до 170
км/ч) и великолепная маневренность сделали их весьма популярными среди
пилотов Антанты. Освоил новый истребитель и Гинемер. В первое время он
избегал ввязываться в воздушные схватки - сказывались психологические
последствия ранений. Но вскоре он преодолел поселившийся в душе страх, и
22 июня 1916 г. его добычей стал германский LVG. Но 6 июля в
единоборстве с немецкими истребителями Жоржу опять не повезло: он был
легко ранен, а на его самолете немецкие пули перебили две расчалки и
разбили винт. Стараясь не потерять скорость, Гинемер аккуратно
спланировал на луг и посадил поврежденный «Ньюпор».
Через 4 дня, вылетев на «взятом взаймы»
самолете, Гинемер сбил еще один LVG, доведя свой счет до 10 побед.
«Безлошадным» он оставался недолго: 28 июля повел в бой новую машину.
Неотрегулированный синхронизатор подвел пилота: первая же очередь,
выпущенная из пулемета, в щепки разнесла пропеллер истребителя. Пришлось
срочно садиться, но вместе с ним шел вниз и горящий германский LVG...
К концу августа 1916 г. на счету Гинемера
было 14 побед, а за период с июня 1915 г. по июль 1916 г. его имя 11 раз
упоминалось в приказах по армии.
27 августа Гинемер получает один из трех
первых истребителей «СПАД» S VII, отправленных на фронтовые испытания.
Благодаря 140-сильному рядному двигателю самолет превосходил по летным
данным любого противника. Облетав его, Жорж пришел в восторг, и, по
словам сослуживцев, «был счастлив, как ребенок, которому подарили
долгожданную игрушку».
Вылетев на «спаде» 4 сентября, ас сбил «Авиатик»,
а 15-го - «Румплер». 22 сентября, возвращаясь из рейда за линию фронта,
Жорж увидел «фоккер» и молниеносной атакой, занявшей 30 с, отправил вниз
и его. Так как самолет упал на вражеской территории, то победу не
засчитали. Впрочем, на следующий день Гинемер свалил сразу трех в
течение всего 3 мин!! После такой внушительной демонстрации летного
мастерства и огневой подготовки предыдущая победа перешла в разряд
«правдоподобных». Но это было уже потом...
...Когда третий «фоккер», оставляя шлейф
дыма, врезался в землю, внезапно открыла огонь французская зенитная
артиллерия. По неписанным законам войны в подобных ситуациях своим
всегда достается больше! Первый же 75-мм снаряд угодил в верхнее крыло
и, разорвавшись, снес стойки. К месту падения самолета вскоре прибежали
солдаты, но Жорж, к счастью отделавшийся только ушибами, уже выбрался
из-под обломков. Чтобы сгладить вину подчиненных, дивизионный генерал
устроил торжественное построение в честь сбитого аса, затем последовал
обед с шампанским, и, наконец, вечером порядком набравшегося героя,
чудом избежавшего гибели, отвезли на машине комдива в часть.
В октябре 1916 г. эскадрилья вновь сменила
обозначение, и стала называться SPA3. Теперь она в полном составе была
перевооружена «СПАДами». В конце декабря Жорж вместе с конструктором Луи
Бешеро участвует в разработке истребителя SPAD S XII, вооруженного 37-мм
пушкой.
24 января 1917 г. ему в шестой раз удается
сбить в одном бою два самолета, при посадке на замерзшую пашню рядом со
своей жертвой его истребитель ломает колесо и капотирует, сам пилот
отделывается лишь легким испугом. Но небо зовет, и спустя два дня на
истребителе своего друга Букье, на высоте 3800 м, он перехватил
двухместный разведчик «Альбатрос». На десятом выстреле пулемет
заклинило, и чтобы не попасть под огонь стрелка, пришлось уйти немцу под
«брюхо». Попытки перезарядить оружие оказались тщетными, но экипаж
разведчика запаниковал и поспешил приземлиться на французской
территории, хотя по нему уже никто не стрелял.
8 февраля Жорж сразил германскую
двухмоторную «Готу»G.III, а спустя 10 дней, был произведен в капитаны.
16 марта он выиграл в течение дня три боя. 4 мая на его счету уже было
38 побед, но, атакуя в тот день двухместный «Альбатрос», он слишком
близко подошел к уже горящему противнику. Ответный огонь стрелка был
точным, и поврежденный «спад» с изрешеченным фюзеляжем пошел вниз. Но
французу все же удалось дотянуть домой.
Рекордным для аса стал день 25 мая 1917
г., за три боевых вылета он уничтожил 4 вражеских самолета: 2 разведчика
LVG, 1 DFW и 1 «фоккер». За эти победы Жорж Гинемер был представлен к
званию офицера «Ордена Почетного Легиона» с вручением орденской ленты.
14 июля пилот приехал в Париж на завод фирмы SPAD за новым пушечным
истребителем «СПАД» S XII. В тот же день он удостаивается золотой медали
аэроклуба Франции (Medaille d'or de I'Aero-Club de France): на его счету
45 побед и два ранения, а его имя не менее 20 раз упоминалось в приказах
по армии.
5 июля Гинемер впервые вылетел на новом
истребителе. После недолгого поиска он встретил тройку DFW, но огонь
стрелков оказался довольно точным и самолет был поврежден. Пока
ремонтировали «двенадцатый», пилот пересел на старую «семерку» и вновь
добился успеха: его жертвами стали 2 DFW и «Альбатрос». Но вскоре начало
сказываться переутомление, и врачи уложили Жоржа в госпиталь.
Отдых, как и ремонт машины, закончились 23
июля, и спустя 4 дня Жорж первым же выпущенным снарядом в клочья разнес
«Альбатрос». Но следующая, 50-я, победа далась не легко: огнем стрелков
германского DFW истребитель был снова поврежден. 15 августа «птичка с
пушкой» вернулась в строй, но вскоре после очередного «дубля» (две
победы в течение одного дня) самолет опять попал к ремонтникам.
Во второй декаде августа Гинемер получает
новейший SPAD S XIII и 20 августа одерживает на нем свою 53-ю победу, но
при посадке врезается в английский DH-4. С этого момента Жоржем
овладевает непроходящая депрессия: жизненный путь пройден и его ждут
одни неудачи. 24 августа он уезжает в Париж на завод, где ремонтируют
его пушечный истребитель. В беседе с другом он делится мыслями о близкой
смерти. Между тем ремонт еще не окончен. Вернувшись в часть 4 сентября,
он вылетает на следующий день на «СПАДе» XIII, и вновь неудача: в ходе
атаки оба его пулемета отказали из-за обрыва спускового поводка, а
вражеский стрелок и на этот раз не промахнулся.
Еще один неудачный бой он провел 8
сентября, на следующий день была нелетная погода и он смог подняться в
небо только 10-го. Но для чего? Чтобы спокойно взирать на гримасы
фортуны? В первом вылете у него сразу после взлета отказал водяной насос
и закипевшая вода в радиаторе вынудила пойти на посадку. Bo-втором его
самолет получил три пулевых пробоины. Третий - едва не привел к
катастрофе: пожар двигателя в воздухе из-за неисправности карбюратора.
11 сентября стал последним днем в этой
череде неудач, постигшей французского аса. В 8.30 утра он вылетел в паре
с ведомым. Над линией фронта они обнаружили «Авиатик» и Гинемер пошел в
атаку, а ведомый остался патрулировать над позициями. Увидев восьмерку
немецких истребителей, он ушел от них пикированием. Его последующие
поиски командира не дали результатов. На свой аэродром капитан Гинемер
так и не вернулся...
Позже стали известны некоторые
обстоятельства гибели аса. После разделения с ведомым его самолет
атаковала группа немецких истребителей. Произошла короткая схватка и
горящий «СПАД» упал в районе позиций 413-го германского пехотного полка.
На место падения были посланы санитар и два солдата, которые установили
из документов убитого, что это капитан Гинемер. Пилота поразили три пули
- в голову, плечо (по другим данным в сердце) и ногу.
Начавшаяся на следующее утро артподготовка
продолжалась две недели. Разрывы снарядов так перепахали местность, что
от могилы аса и обломков его самолета ничего не осталось. Вскоре после
этого с немецкого самолета был сброшен вымпел с уведомлением о гибели
Гинемера в воздушном бою, а во второй половине октября французское
командование официально объявило о его смерти. 19 октября 1917 г.
единогласным решением парламент постановил занести имя капитана Гинемера
в Пантеон Славы, как «символ стремления и энтузиазма нации», а в Доме
Инвалидов в Париже выставили его «СПАД» S VII, который решили сохранить
в память о национальном герое.
Ньюпор Х, пилот - Гинемер, декабрь 1915 года.
Текст (с) Сергей Алексеев
|