Евграф Николаевич Крутень родился в Киеве в 1891 году. По примеру отца,
кадрового офицера, выбрал стезю военного. В сентябре 1911 года после
Константиновского артиллерийского училища, молодой подпоручик Крутень
зачислен в 4-й конно-артиллерийский дивизион. В 1913 году стал поручиком.
В августе откомандирован в Броварскую авиароту для обучения по специальности
летчика-наблюдателя. В январе 1914 года Крутень добился перевода в Гатчинскую
летную школу. "Мертвую петлю" впервые выполнил на тяжелом двухместном
"Фармане".
27 октября Крутень прибыл в 21-й авиаотряд действующей армии. На самолете
"Вуазен" летал на разведку и бомбардировку германских военных объектов,
совершал рейды в глубокий тыл противника. Одним из первых освоил ночные полеты
и корректировку артогня с помощью бортовой радиостанции. В мае 1915 года
получил звание штабс-капитана и должность командира авиаотряда. Выступил
инициатором создания первых в российской авиации отрядов истребителей.
Весной 1916 года Управление Военно-Воздущного флота издало приказ о
формировании двух таких отрядов. Командиром 2-го назначили самого Крутеня.
1 августа подбитый им "Альбатрос" упал в расположении русских войск. Пилота
и летнаба взяли в плен.
В декабре Крутень в группе российских летчиков
истребителей отбыл на стажировку во Францию. В искусстве пилотажа не уступал
своим инструкторам. Вскоре он и поручики Орлов и Свешников были зачислены
в знаменитую 3-ю эскадрилью "Аисты", лучшую на Западном фронте. За месяц во
Франции Крутень сбил 2 немецких самолета, награжден "Боевым крестом с
пальмовой ветвью". В 1917 году в России опубликовал брошюры "Воздушный бой",
"Тип аппарата истребителя" и "О чем думалось во Франции".
19 апреля 1917 года Крутень в чине капитана принял командование боевой
авиагруппой Юго-Западного фронта. Вскоре одержал очередную победу,
сбив австрийский разведчик "Ганза-Бранденбург". 24 мая - еще один. Через
два дня сбил 2 "Фоккера" в одном бою. Но бой проходил над вражеской
территорией, и победы не получили официального подтверждения. 6 июня,
возвращаясь на поврежденной машине из второго за день боевого вылета,
Евграф Крутень разбился при заходе на посадку.
В тот день, защищая разведчик "Вуазен" от атак трех австрийских истребителей,
летчик сбил свой последний "Фоккер"..