Иван Орлов, выдающийся русский летчик, командир одного из
первых в России истребительных авиаотрядов, родился в дворянской
семье 6 января 1895 года. Обучался в императорском
Александровском лицее, затем поступил в Петербургский университет.
Рано увлекся авиацией, в 1912 году построил моноплан
"Орлов-1", но мощность его мотора обеспечивала только подлеты. В
июне 1914 года закончил авиационную школу ( пилотский диплом
N:229 ). Когда началась Первая Мировая война, 20-летний студент
Иван Орлов добровольцем ушел на фронт. Cлужил в 1-м авиаотряде
20-го армейского корпуса, сначала рядовым, затем - ефрейтором.
Вскоре освоил полеты на самолете "Вуазен" и отличился смелыми
воздушными разведками.
К концу 1914 года Орлов уже имел три Георгиевских креста "за
выдающиеся подвиги храбрости и самоотвержения в боях против
неприятеля" и звание унтер - офицера. Дерзкие полеты в тыл
противника на тихоходном "Вуазене" для разведок и бомбардировок
Иван Орлов продолжал и в 1915 году. 1 июля он был удостоен
диплома военного летчика, а через полтора месяца его перевели "по
личным мотивам в 5-й армейский авиационный отряд.
Здесь он также проявил себя как прекрасный разведчик. "15
августа 1915 года в Фридрихштадте при исключительно трудных
условиях, под дождем и при высоте облаков не выше 175 сажен,
презрев опасность от сильного ружейного и пулеметного огня, от
кото рого в самом начале уже было несколько пробоин в самолете,
произвел согласно заданию два полета над расположением
противника. Благодаря смелости летчика и своевременному донесению
командиру 37-го армейского корпуса удалось вовремя принять меры
против прорыва противника. Вскоре, установив со своим летнабом в
гондоле на тихоходном и неповоротливом "Вуазене" пулемет фирмы
"Льюис", Иван Орлов одержал свою первую воздушную победу...
16 октября 1915 года подпоручик Орлов произвел съемку
немецких позиций между озерами Свинтен и Ильзен, причем конец
съемки был произведен уже на поврежденном аппарате. 17 ноября при
морозе в 23 градуса и при особо трудных условиях полета, будучи
все время под сильным артиллерийским огнем, прорвался сквозь
завесу чрезвычайно плотного огня к Ново - Александровску, где
сбросил 5 бомб и взорвал один из артиллерийских складов" -
сообщалось в приказе в связи с награждением Орлова в декабре 1915
года Орденом Святого Георгия. Кроме этой награды пилот был
удостоен орденов Святой Анны и Святого Станислава, получил чин
подпоручика.
В конце 1915 года Орлов отправился в Одессу для обучения
полетам на самолете "Ньюпор-II". 25 марта 1916 года приказом
командующего русской военной авиации Великого князя Александра
Михайловича он был назначен командиром 7-го отряда истребителей.
В то время Орлову исполнилось только 21 год. "Он производил на
меня впечатление слишком бесшабашного и невоздержанного юнца" -
писал в своих мемуарах известный российский летчик В.М.Ткачев. Но
это было лишь первое впечатление: вскоре смелость и летное
мастерство Орлова заставили Ткачева изменить свое первоначальное
мнение.
28 мая 1916 года Орлов одержал вторую воздушную победу, сбив
двухместный неприятельский самолет, 15 июня он выполнил в течении
дня 10 боевых вылетов и во время последнего сбил другой
австрийский самолет. 22 сентября провел 6 воздушных боев и снова
оде ржал победу - вместе с летчиком отряда Василием Янченко,
поразили пулеметными очередями вражеский аэроплан, который упал
на землю в районе города Бжезаны. За эти заслуги Орлов был
награжден почетным Георгиевским оружием.
За короткий срок летчик в совершенстве овладел техникой
воздушного боя. Число сбитых им самолетов быстро росло. Как
командир он был требователен и строг не только к подчиненным, но
и к себе. Для служебной аттистации Орлова хватило трех фраз:
"Выдающийся боевой летчик, смелый и находчивый. Боевая работа в
отряде поставлена блестяще, любит авиацию. Внутренний порядок в
отряде хорош".
В декабре 1916 года лучших русских летчиков, в том числе и
Орлова, направили за границу для ознакомления с боевым опытом
лучших летчиков - истребителей союзников. После кратковременного
пребывания в Англии летчики прибыли во Францию. Здесь они прошли
ускоренную подготовку в городах По и Казо и были распределены по
фронтовым эскадрильям. Орлову повезло, вместе с Е.Н.Крутенем он
попал в эскадрилью N:3 знаменитой 12-й группы воздушного боя
("Аисты"). На Западном фронте Орлов сбил 2 немецких самолета, за
что был удостоен Военного креста - боевого ордена Франции. Как
правило, вражеские пилоты старались уходить при встрече с его
машиной, имеющей опознавательный знак на борту - голову орла.
"Мне приходилось, - писал позднее летчик, - также и выходить из
боя, спасаясь от двух "Гальберштадтов", причем мне это удалось,
делая штопор".
По возвращении на родину в марте 1917-го Орлов издал брошюру
"Приемы ведения воздушного боя", в которой описал некоторые
способы воздушного боя, применяемого французскими асами. К
примеру, он рекомендовал следующие способы воздушного боя.
Первый: пикировать со стороны солнца перпендикулярно полету
вражеского самолета, нырнуть под него, начать петлю и кончить ее
переворотом на крыло, с выравниванием под неприятельским
аэропланом в непосредственной близости от него. При втором
способе летчик опускается к неприятелю с хвоста, делая все время
зигзаги, пока не займет нужного положения под хвостом противника.
Один из способов атаки Орлов успешно испытал во Франции в составе
знаменитой эскадрильи "Аистов", 25 июля 1916 года сбив в
воздушном бою около города Руа немецкий самолет.
После возвращения в Россию, с апреля 1917 года, Иван Орлов
снова командует 7-м отрядом истребителей, перевооруженным на
новые машины - "Ньюпор-17". Вскоре он вступает в неравный бой с
несколькими вражескими самолетами и сбивает еще один. Но долго
летать на "Ньюпоре" ему не пришлось. 17 июня 1917 года ( в других
источниках - 30 июня ), Подпоручик Орлов погиб в воздушном бою с
4-мя неприятельскими самолетами вблизи города Козово. На его
счету, к тому времени, значилось 10 воздушных побед ( из них 5
- официально ). Иван Александрович Орлов был похоронен в Царском
Селе, под Петроградом.
СПИСОК ПОБЕД