Эдуард Вильгельм Александр Мартинович Пульпе (таково полное
имя этого летчика), родился 22 июня 1880 года в Риге. Его
родители, имевшие собственный магазин, были людьми весьма
состоятельными и дали сыну хорошее образование. Прекрасно
разбираясь в математике, Пульпе занялся строительством
собственного самолета. По словам близко знавших его людей,
построил его осенью 1911 года и даже летал на нем над Рижским
взморьем !
Окончив Александровскую гимназию, Эдуард уезжает в Москву и
поступает на физико - математический факультет университета. По
окончании учебы он едет в Германию, затем преподавал математику в
Москве, а еще позднее - в одной из Рижских гимназий.
В 1912 году Пульпе уезжает во Францию, где пройдя курс
обучения, в одной из летных школ на самолете "Депердюссен",
получил диплом авиатора N:1571 от 19 декабря 1913 года. Там, во
Франции, его и застала война.
В ноябре 1915 года Эдуард добровольно вступил в ряды
французской армии и, получив звание сержанта, стал летчиком -
истребителем. 23 сентября 1915 года Эдуард в одиночку вылетел на
бомбардировку железнодорожного вокзала, занятого противником. Уже
после сброса бомб Пульпе был атакован вражеским истребителем, его
самолет получил тяжелые повреждения - пробит топливный бак,
перебиты тросы управления... Несмотря на это, Пульпе долетел до
своего аэродрома и посадил израненную машину !
20 марта 1916 года Пульпе атаковал три самолета противника
на его территории. В ходе упорного боя сумел поставить врага в
невыгодное положение, сбил один немецкий самолет и, несмотря на
то, что его аэроплан был поврежден, благополучно вернулся на свой
аэродром.
31 марта 1916 года адьютант 23-й эскадрильи Эдуард Пульпе
вновь атаковал два вражеских самолета. Один сбил, другой обратил
в бегство и возвратился на сильно поврежденном самолете. В
воздушных боях под Верденом Пульпе дважды пришлось сойтись с
восьмеркой немецких аэропланов. Но, несмотря на явное неравенство
сил, ему удалось уничтожить два вражеских истребителя. Однажды
Пульпе на поврежденном самолете приземлился во вражеском тылу. К
нему на помощь пришел французский летчик Боббо - сел рядом с
потерпевшим аварию. Вместе они подожгли аппарат Пульпе, чтоб не
достался врагу, и улетели на самолете Боббо. За свои подвиги,
одержанные в небе Франции, Эдуард Пульпе был награжден Орденом
Почетного легиона.
За бесстрашие и горячность, с которыми он вел бой, французы
прозвали его "летчиком с вулканом в сердце". Так же мастерски
воевал Эдуард и на фронтах Отечества. С началом боев на
Ковельском направлении он сбил, по рассказам очевидцев, три
немецких самолета, которые рухнули на территорию, занятую врагом,
и потому засчитаны не были ( по другим источникам, ему была
засчитана лишь одна победа, 1 июля 1916 года, достоверность
которой не вызывала сомнения ).
Весной 1916 года французское командование для оказания
поддержки нашей авиации направило в Россию три эскадрильи своих
летчиков, многие из которых были распределены по фронтовым
авиаотрядам. Среди прибывших только один пилот - латыш Эдуард
Пульпе - им ел на своем счету 5 побед в воздухе и был награжден
Военным крестом с 5-ю пальмами (каждая пальма - сбитый аэроплан
противника). В России он летал в составе 8-го истребительного
авиаотряда на "Ньюпоре-11", оборудованном пулеметом. В отряде
только часть машин имела пулеметное вооружение, поэтому Пульпе
испытывал некоторую неловкость перед товарищами.
- Вы все скромничаете, Эдуард Мартынович, - пожурил его при всех
командир авиагруппы, прилетевший в отряд. Он и рассказал об этих
победах офицерам.
- Вы ставите меня в довольно неловкое положение, господин
капитан, - насупился Пульпе. - Порядок для всех один, да и не это
главное. Важно стать здесь хозяевами воздуха, полностью закрыть
небо для противника...
В своем последнем вылете Пульпе встретился с тремя
"фоккерами" и без промедления вступил с ними в схватку. Вскоре
силы врага увеличились до 5 самолетов ! Но летчик и не думал
выходить из боя. Вот уже два поврежденных "фоккера" пошли к
земле. Но в одной из атак врагу удалось прошить "Ньюпор" Пульпе
пулеметной очередью... Пульпе и раненным продолжал вести бой. На
какой то миг на высоте 300 метров ему удалось справиться с
покалеченным "Ньюпором" - вывести его из штопора, появилась
надежда, что машину удастся посадить, но...
Бой проходил на глазах у нашей пехоты. К упавшему самолету
тут же подбежали солдаты, пилот был еще жив. Он простонал:
"Пить..." - и скончался на руках русских солдат, на родной земле.
Прах героя с почестями был отправлен на его родину - в Ригу.