Михаил Сафонов родился 13 ноября 1893 года в городе Острогожзке.
Лейтенант Российского Императорского Воздушного Флота. Служил в
составе 2-го отряда морской авиации. За свои подвиги получил
прозвище "Орел Балтики". 9 сентября 1916 года, он на своей
летающей лодке отважился отразить воздушную атаку трех
неприятельских самолетов. Один из них был сбит ( это был
двухместный разведчик ) с дистанции 50 метров со стороны хвоста
пулеметной очередью из 10 - 15 патронов. Именно после этого боя
было положено начало боевому счету российских морских летчиков.
Некоторое время Михаил Сафонов воевал на летающей лодке типа М-9
- довольно удачной машине с двигателем "Сальмсон"
в 150 л.с., превосходившей по своим характеристикам аналогичные
гидросамолеты того времени. До появления в начале 1917 года в
Германии поплавковых "Альбатросов" с 225-сильным мотором, М-9
оставался непревзойденным военным гидросамолетом. Он был вооружен
пулеметом "Виккерс" на шкворневой установке в носовой кабине или
пушкой "Гочкис" или же "Эрликон". На М-9 можно было совершать
продолжительные полеты ( до 5 часов ), нести разведывательную и
патрульную службу, вести бомбометание. Хорошая мореходность
позволяла применять М-9 в открытом море, где не могли действовать
поплавковые самолеты. М-9 можно было подвешивать на крюке, брать
на борт корабля и спускать с него на воду. Все это давало ему
преимущества перед другими гидросамолетами.
На М-9 Сафонов сбил
один неприятельский самолет. Всего же, за период Первой Мировой
войны, Михаил Сафонов одержал 11 воздушных побед, в том числе 5 -
официально, перечень которых приведен ниже:
N:N | Дата победы | Самолет |
Тип сбитой машины
|
Примечания |
1 | 9 Сентября 1916 г. | Григорович М-9 |
Летающая лодка |
"подбит" |
2 | 30 июля 1917 г. | Григорович М-15 |
Летающая лодка |
Противника "преследовали и, возможно,
сумели причинить повреждения" |
3 | 7 Сентября 1917 г. | Ньюпор 17 |
Летающая лодка |
"сбит" |
- | 15 октября 1917 г. | Ньюпор 17 |
германский самолет
|
принудил к посадке в море |
4 | 16 октября 1917 г. | Ньюпор 17 |
FF33 |
"сбит"
|
5 | 17 октября 1917 г. | Ньюпор 17 |
Бомбардировщик
|
Противник "загорелся и стал падать"
|
После подписания большевиками Брестского мира Михаил Сафонов вместе с десятками тысяч других офицеров Русской Императорской Армии оказался перед выбором: кому служить дальше.
Принять новую власть - или оказаться в изгнании ? Балтийский ас выбрал второй путь.
Сафонов подписал контракт с финским правительством на службу в гражданской авиации. Ему и ещё трем авиаторам ( И. Н. Зайцевский, О. Н. Зайцевский и В. А. Парфененко ) в
качестве своеобразных "подъёмных" полагалась сумма в 25 000 рублей. Однако, кроме официального контракта, имелись и устные неофициальные договорённости. В Финляндии в это время
уже полным ходом шла Гражданская война между "белым" и "красным" правительствами. Работодателями Сафонова и его товарищей были белые, так что на практике русских лётчиков ждала
вовсе не гражданская авиация, а бои с финскими большевиками. Впрочем, самого Михаила подобный оборот событий вполне устраивал. Большевизм был ему крайне неприятен в любых
формах и любых национальных одеждах.
Бесспорно, заключив подобный контракт, финское правительство сделало на редкость ценное приобретение. Здесь следует отметить, что авиация независимой Финляндии началась с
одного аэроплана, подаренного генералу Маннергейму шведским бароном фон Розеном. Затем были приобретены ещё несколько машин, украсившихся новой эмблемой финских ВВС в виде
древнего санскритского знака - свастики. Однако большинство аппаратов постоянно находилось в ремонте, так что говорить о полномасштабной войне в воздухе попросту не приходилось.
11 апреля 1918 года с Комендантского аэродрома в Петрограде взлетели 4 самолёта и взяли курс на Финляндию. Все аэропланы были собственностью советского правительства, однако
находившиеся в них лётчики в полном соответствии с духом времени "экспроприировали" машины в свою собственность. Кроме пилотов, в одном из самолётов находился присоединившийся
к беглецам пехотный офицер А. Крашенинин. Сафонов летел с женой.
После того как русские контрактники приземлились в "столице финской контрреволюции" - городе - Васа, численность белофинской авиации выросла сразу в 1,5 раза, пополнившись 2
"Ньюпорами-10" и 2 "Ньюпорами-17".
По прибытии в Финляндию Сафонов, опасаясь за судьбу близких, оставшихся в России, решил сменить имя. Михаил Сафонов на время становится Микко Вуоренхеймо.
Костяк финской красной авиации составляли прибывшие в Суоми из Петрограда русские военлёты, так что фактически Сафонову пришлось воевать против своих соотечественников. Однако,
каких - либо сведений о схватках в воздухе между белыми и красными не сохранилось. Похоже, финское небо оказалось достаточно просторным для того, чтобы самолёты противников так
ни разу и не встретились друг с другом...
В основном, русским контрактникам приходилось заниматься бомбардировочными и разведывательными миссиями, участвуя в разворачивающемся на юге наступлении белых. Правда, их
деятельность оказалась не слишком продолжительной, поскольку уже в мае 1918 года при поддержке германского оккупационного корпуса войска Маннергейма заняли Хельсинки. В
Финляндии Гражданская война закончилась, зато в России она только начиналась.
Летом 1918 года, через оккупированную немцами территорию, Сафонов добрался до Новочеркасска, где вступил в Добровольческую армию Генерала А. И. Деникина. Подробностей о его
службе в этот период не сохранилось.
После поражения Белого Движения в России Сафонов оказался сначала в Персии, а затем в Индии, где поступил инструктором в английскую авиационную школу. Жена лётчика Людмила
сопровождала мужа в его странствиях; за время скитаний у супругов родились двое детей.
Из Индии семья перебралась в Китай. Бывшая Поднебесная Империя официально уже именовалась республикой, причём губернаторы провинций фактически превратили вверенные им
территории в своеобразные феодальные княжества. Едва ли не наибольшим влиянием среди этих "генералов - милитаристов" пользовался правитель Маньчжурии - Чжан Цзо Динь. Именно к
нему и поступил на службу Сафонов.
Главным врагом Чжан Цзо Линя была партия Гоминьдан, находившаяся в тесном контакте с правительством Советской России. Разумеется, в подобной обстановке симпатии Михаила были не
на стороне гоминьдановцев.
Сафонов начал активно помогать Чжан Цзо Линю создавать собственные воздушные силы. Он преподавал в одной из первых китайских авиационных школ, а заодно спроектировал "летающую
лодку" собственной конструкции. И когда в начале 1924 года военные действия между Чжан Цзо Линем и Гоминьданом активизировались, Михаил Сафонов принял непосредственное участие
в боях. В мае того же года его самолёт был сбит наземным огнём во время патрулирования над рекой Минг.
Останки Сафонова так и не были обнаружены. После смерти супруга, его жена вместе с детьми переехала в Америку. Сейчас в США живёт несколько потомков знаменитого "Орла Балтики",
причём один из его внуков служит в американской авиации.