Родился 3 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. В 22 года закончил Морской
кадетский корпус в Санкт - Петербурге, получив квалификацию корабельного
артиллериста.
Молодого офицера назначили командиром батареи эскадренного броненосца
Черноморского флота "Синоп". Ещё в 1912 году М.Сергеев, на самолёте
Качинской авиашколы совершил в качестве пассажира свой первый полёт будучи
гардемарином. Этот полет оказал на него огромное впечатление. Небо пленило
его и в 1916 году он поступил в школу морских лётчиков, располагавшуюся на
Гутуевом острове Петрограда, где учили летать на гидросамолётах М-2.
В июле 1916 года М. Сергееву присвоили чин лейтенанта и направили в корабельный
дивизион воздушной дивизии Черноморского флота, куда также входили две
воздушные бригады и отряд дирижаблей.
Тогда на Черном море действовали два русских гидроавиатранспорта -
"Император Александр I" и "Император Николай I".
12 марта 1917 г. 8-му гидроотряду Черноморского флота было приказано
погрузиться на корабли и отправиться в район Босфора, чтобы осуществить
разведку и аэросъемку береговой полосы и уничтожить бомбами артбатареи,
установленные на мысе Кара-Бурун. Во время разведки над Босфором и произошел
эпизод, о котором было написано в книге. Не имея продовольствия и пресной
воды, летчики за 6 дней привели захваченную в бою парусную шхуну к русскому
берегу.
За этот подвиг командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак
наградил лейтенанта М. Сергеева именным золотым оружием.
5 мая 1917 года, во время воздушной операции на Румынском фронте, около
Констанцы, Михаил Сергеев, возвращаясь с задания, был атакован тремя
немецкими гидроаэропланами, одного сбил, но сам не смог уклониться от
пулемётной очереди, был ранен и попал в плен. На Родину он вернулся после
войны, в декабре 1918 года.
На Родине в это время "полыхала Гражданская война, от темна до темна". И
военный летчик не остался в стороне от бурных событий того времени.
Михаил Михайлович Сергеев с начала 1919 года поступает на службу в Рабоче -
Крестьянский Красный Флот, в качестве красвоенморлёта (красный
военно-морской летчик).
В то время гидроавиачасти входили в состав флотов и флотилий и подчинялись
начальникам морских сил флотов и флотилий. 26 декабря 1920-го года, приказом
Pеввоенсовета Республики был сформирован воздушный флот Черного и Азовского
морей. Его начальником стал морской летчик М. М. Сергеев. На этой должности
он находился до 1923 года. С 1925 по 1927 гг. был заместителем начальника
ВВС РККА. В петлицах его мундира были знаки различия в виде ромбов, что
соответствовало генеральскому званию. Но в 1929 году из армии его уволили.
Он перебрался на Крайний Север, где, по предложению Отто Юльевича Шмидта был
назначен заместителем начальника по морской части Западно - Таймырской
экспедиции. Главной задачей экспедиции был поиск мест возможного
строительства арктических аэродромов для полетов полярных лётчиков.
В 1933-34 гг он участвовал в полярном морском походе. Выйдя из Архангельска на
шхуне "Белуха", участники экспедиции обследовали острова, в том числе
Уединения, Крузенштерна, дошли до пролива Фрама, архипелага островов
Известий ЦИК, проделали ряд важных научных работ. О походе Западно -
Таймырской экспедиции был снят документальный кинофильм. На обратном пути в
Архангельск "Белуха" получила пробоины и затонула. Экспедицию спас пароход "Аркос".
Об этом событии в 1934 году писала газета "Известия".
С 1935 г. М. Сергеев работал инженером по авиационному вооружению в группе
талантливого изобретателя Леонида Васильевича Курчевского, который известен
тем, что разрабатывал динамо - реактивные пушки (ДРП), прототип безоткатных
орудий.
С 1936 года до начала Великой Отечественной войны Михаил Сергеев трудился
инженером на артиллерийском заводе в Подлипках (ныне г. Королев).
С началом Великой Отечественной войны он подал рапорт на имя Наркома ВМФ СССР и
был отправлен на фронт. По иронии судьбы ему, как и четверть века назад,
присвоили воинское звание "лейтенант". Как специалист высокого класса он был
назначен инспектором артиллерии Волжской военной флотилии, где встретился с
сыном, Константином, получившим такое же звание после окончания Высшего
Военно - морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского. Сталинград
был крупнейшим промышленным центром. А после падения Севастополя в нём
сосредоточили все тыловые запасы кораблей Черноморского флота, которые
базировались в Поти и других местах Кавказского побережья.
Вместе с сыном Михаил Сергеев находился в Сталинграде с первого до последнего
дня его героической обороны.
После Сталинградской битвы Михаил Михайлович Сергеев, будучи районным инженером
управления, занимался вопросами применения авиационного вооружения, был
награждён орденом Красной Звезды, закончил войну в звании подполковника.
Долгие годы он преподавал в МВТУ им. Н. Баумана, умер в 1974 году в возрасте
83-х лет и был похоронен на столичном Ваганьковском кладбище. На могиле
первого командующего морской авиацией Азовского и Чёрного морей лётчики
Черноморского флота установили гранитный валун, специально доставленный ими
из Крыма.